Дети с нарушением слуха: особенности образования, слуховые аппараты и реабилитация

Содержание

По статистике Всемирной организации здравоохранения, проблемы со слухом есть примерно у 6% населения планеты. Особенно остро проблема стоит в детском возрасте, когда без способности слышать ребенок не может выстроить полную картину мира. Поэтому вопросы раннего обнаружения и реабилитации тугоухости и глухоты у детей являются одними из самых важных в медицине.

Родителям, которые узнали о том, что их ребенок плохо слышит, очень сложно принять это, но постепенно и они убеждаются в том, что многое зависит даже не от того, насколько и как утрачено слуховое восприятие, а от того, насколько правильно ребенок реабилитирован, ведь именно это важно для его дальнейшего развития, обучения, жизни.

Зачем нужен хороший слух?

О значении слуха люди начинают задумываться в основном тогда, когда лишаются его. Даже для взрослого лишение возможности воспринимать мир на звук становится настоящей трагедией. Что касается ребенка, то слух необходим ему для того, чтобы познавать этот мир в полной мере. Даже ограничение функции на одно ухо приводит к тому, что многие вещи становятся для малыша недоступными, он не может в полном объеме услышать звуки природы, обращение к себе родителей, ему сложно различать нюансы музыки. Если ребенок глух или слабослышащий на оба уха, под вопросом оказывается его овладение речевыми навыками.

Речь формируется сначала в пассивном виде – ребенок слушает звуки, которые воспроизводят другие, и только после этого он пытается повторять их сам. Если звуков он не слышит, то и повторять ему просто нечего. Если речь неразвита или развита недостаточно, у ребенка не формируется необходимого для коммуникаций и обучения словарного запаса, у него страдает логическое мышление. И, естественно, отсутствие хорошего слуха не может не сказываться на формировании личности ребенка в целом.

Многое зависит и от времени наступления патологии. Если ребенок утратил способность хорошо слышать уже в возрасте, к которому он накопил определенный словарный запас, то без грамотной реабилитации вскоре он может утратить его.

Если малыш родился глухим или слабослышащим, то он без реабилитационных методик и приспособлений просто не сможет освоить речь, не сможет общаться полноценно.

Классификация

В вопросах реабилитации и прогнозирования очень важное значение играет причина ухудшения или потери слуха. Если у ребенка во время гриппа или ОРВИ развивается отит и в связи с этим начинается воспаление одного из отделов органов слуха, к числу детей с нарушениями слуха он не относится, поскольку его потеря, вероятно, временная, и слух восстановится после лечения.

Дети с нарушениями слуха, по международному определению, – это дети, которые имеют стойкое (то есть необратимое) снижение слуха на оба ушка. При этом восприятие звуковой информации может быть затруднено (у ребенка тугоухость) либо не представляется возможным вообще (у малыша глухота).

Глухота считается наиболее тяжелой формой слуховой дисфункции, особенно если приобретена она в раннем возрасте или представляет собой врожденную патологию.

Тугоухость бывает разной по степени потери способности слышать, и при незначительных формах ребята вполне способны учиться в обычной школе, поскольку плохо воспринимают только шепотную речь, а при средней или тяжелой степенях тугоухости без коррекции и реабилитации обучение и общение станет задачей невыполнимой, поскольку даже при остаточном слухе, если ребенок родился с тугоухостью или лишился слуха в раннем возрасте, речь развиваться не будет.

Все ребята со слуховой дисфункцией делятся на три группы: неслышашие (глухие полностью), слабослышащие и оглохшие поздно. Если с первыми двумя группами все более-менее понятно, то к третей относят детей, которые лишились возможности нормально слышать в возрасте, когда их речь была уже сформирована.

Причины нарушений

Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.

Наиболее часто встречаются такие факторы.

  • Наследственные – у родителей, имеющих проблемы со слуховой функцией, чаще рождается потомство с аналогичной проблемой, при этом унаследовать глухоту или тугоухость от рождения ребенок может не только от мамы и папы, но и от бабушки, дедушки. Генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.
  • Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода, особенно в периоды, когда закладываются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Причиной отсутствия слуха у малыша способна стать вирусная инфекция, которой мама переболела, особенно это опасно в первом триместре, резус-конфликт мамы и плода, прием беременной антибиотиков, курение и прием спиртных напитков в период ожидания ребенка.
  • Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм, таких, к примеру, как сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т. д.
  • Приобретенные инфекционные – развиваются у ребят, родившихся с нормальным слухом, в качестве осложнений заболеваний. Наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка). Для грудничков очень опасны все штаммы вируса гриппа. Поражения слуха при инфекционной болезни в основном проявляются в поражении слухового нерва, улитки. Тяжелый, особенно гнойный отит, перенесенный ребенком, вполне может осложниться развитием тугоухости, обычно в легкой или средней степени. Лабиринтит чаще приводит к тяжелой тугоухости и глухоте. Причиной может стать перенесенный мастоидит, ушной свищ, евстахиит.
  • Приобретенные иные – часто проблемы со слухом развиваются у детей, страдающих аденоидами. Может развиться тугоухость и глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).

Диагностируется нарушение слуха разными методиками. В первую очередь по объективным поведенческим признакам: дети переспрашивают, малыш не слышит, что ему говорят с первого раза. Многие карапузы с нейросенсорной тугоухостью, чтобы расслышать, оттягивают ушную раковину. Малыши развиваются замедленно, не осваивают гуление, слоги, слова, либо осваивают, но с большим опозданием. Подросшие ребята после года начинают судорожно вглядываться в губы говорящего, чтобы попытаться понять, что от них хотят.

Наиболее точным методом определения проблемы и ее степени считается аппаратное обследование – аудиометрия.

Ее результаты показывают не только на тип нарушения слуха (кондуктивная или нейросенсорная), но и определяют диапазон слышимых и неразличимых частот и диапазонов.

Характеристики групп

Классификация групп детей со слуховыми нарушениями имеет свои характеристики, которые обязательно должны учитываться не только педагогами и медиками при реабилитации и обучении, но и родителями в вопросах семейного воспитания.

Глухие

Дети, которые не слышат вообще, рискуют стать глухонемыми даже при нормально развитом артикуляционном аппарате. Без реабилитации и особой программы обучения они не смогут освоить разговорные навыки.

Более чем в половине случаев глухими дети становятся не в утробе, а уже после рождения, на 1-2 году жизни.

У детей этой группы есть особенности в развитии зрения, психики, восприятия действительности. Потребность в общении у них велика, как у всех остальных ребят, но доступными для них оказываются только жесты, которые не восполняют потребностей психологического развития.

Часто глухота сопровождается патологиями сердца и сосудов, а также зрения. Способность нормально видеть утрачивается из-за перенапряжения органов зрения, ведь при отсутствии восприятия звуков ребенок начинает автоматически сильнее напрягать глазки. Вторичный дефект касается изменения тембра и звучания голоса.

Дети, потерявшие способность слышать в более позднем возрасте

Даже если ребенок утратил способность нормально слышать в дошкольном возрасте, у него сохраняется речевой навык, но останется ли он в будущем, зависит от того, насколько хорошо ребенок научился говорить до наступления тугоухости или глухоты, а также от того, как он будет проходить обучение и коррекцию. В лучшей степени сохраняют речь дети, которые уже научились писать и читать.

Ребенок, который привык слышать свой собственный голос, но теперь лишенный такой возможности, часто начинает уродовать произношение, появляются речевые дефекты, ранее ему несвойственные. Он странно формирует предложения, допускает множественные ошибки в ударениях, произношении отдельных звуков.

Утрату слуховой функции такие ребята воспринимают значительно тяжелее. Почти у всех развиваются психические травмы, повышенная тревожность. Часто дети становятся замкнутыми, негативно настроенными к окружающим. Многое зависит и от того, в какой степени ребенок лишился слуха. Дети, которые воспринимают только низкий частотный диапазон, не могут различать речь. Дети, способные воспринимать средние частоты (до 500 Гц) могут в общих чертах воспринимать звук речи, если звучит он прямо около уха, а также отличают гласные.

Самым благоприятным считается сохранение способности воспринимать звуки в диапазоне от 500 до 1500 Гц. Такие ребята могут воспринимать голос человека с расстояния двух метров, воспринимать все гласные и большую часть согласных, короткие слова и фразы.

Слабослышащие

Врожденная тугоухость обычно до определенного возраста не воспринимается ребенком, как неудобство. Они привыкают слышать мир так, как могут слышать в силу степени тугоухости. Но в садике, школе начинают возникать трудности в общении, которые формируют в ребенке комплекс неполноценности.

Это же касается и малышей, которые стали тугоухими по причинам приобретенным. Утратить способность нормально слышать ребенок может в любом возрасте, и в каждом эта патология доставляет свои неудобства. Образовательные перспективы напрямую зависят от степени расстройства слуха.

Особенности образовательного процесса

Дети с нарушениями слуховой функции имеют особые образовательные потребности. При любом нарушении самым главным является развитие устной речи и связанных с этим процессов логики, мышления.

Даже тотальная глухота (которая у детей, кстати, встречается не так уж часто) – вовсе не приговор. Их можно научить говорить и воспринимать речь других людей.

Остаточный слух, зрение, кожная чувствительность в этом помогут. Для них разработаны особые образовательные программы, упражнения, к которым ребенок будет приступать с использованием усиливающей звуки аппаратуры.

Они довольно легко обучаются искусству читать по губам, и для этого педагоги используют особую артикуляцию. При отсутствии какого-либо остаточного слуха педагог развивает тактильные и вибрационные ощущения малыша, которые отлично дополняют умение читать по губам. Есть специальные виды приборов, которые помогают преобразовать речь человека в вибрацию.

Глухие и слабослышащие дети много пишут. Жестовой речи и мимике тоже находится место в обучении. Обязательно учитываются особенности психического развития конкретного ребенка, уделяется внимание профилактике психических нарушений, которые могут развиться, если ребенок начнет чувствовать себя неполноценным.

В России есть специальные садики и школы для глухих и слабослышащих детей. Малышей в детские сады принимают с 3 лет, в ясли – с 2 лет. Для детей школьного возраста есть специальные классы коррекционных школ, где обучение продолжается по специально разработанным программам.

Родители должны помнить, что возможности для интеллектуального развития детей со слуховыми нарушениями не ограничены. И с нарушениями слуха есть возможность получить блестящее образование, стать отличным специалистом, достичь высоких результатов в искусстве, спорте, науках.

Замечено, что дети, которые с детства привыкли преодолевать что-то (в данном случае проблему слабого слуха) вырастают очень целеустремленными и успешными людьми.

Дети с легкими степенями тугоухости могут обучаться в обычных школах по общей, не коррекционной программе. Но и тут все довольно индивидуально – если ребенку не комфортно, над ним смеются, дефект заметен для окружающих, лучше перевести его в специализированный класс, где он получит возможность развиваться и обучаться без оглядки на окружающих.

Часто даже сам факт ношения слухового аппарата смущает здоровых сверстников. На ребенка в очках никто не реагирует так сочувственно и с таким вниманием, как на ребенка в слуховом аппарате. И принцип тут только один: если ребенок стесняется надевать слуховой аппарат перед ровесниками, ему нужно переводиться в ту среду, где ношение аппарата – дело привычное, которым никого не удивишь.

Коррекция слуха

Медицинская наука на месте не стоит, и сегодня ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности слышать полноценно, никто не собирается обрекать на жизнь в тишине.

О восстановлении слуха говорить довольно сложно. В интернете есть немало указаний на авторские методики восстановления даже тяжелой тугоухости, и сотни тысяч родителей уже стали жертвами мошенников, поскольку ни один из них не оказался действенным.

Говорить о восстановлении можно только в случае временной потери (после отита, например). Для этого применяют продувание слуховых труб, физиотерапию, некоторые медикаменты, улучшающие кровообращение во внутреннем ухе. Но если курс лечения оказывается безрезультатным, то проводят обследование степени потери слуха. И тогда родители получают рекомендации по реабилитации ребенка. Чем раньше она начнется, тем более благоприятно будет проходить.

Обнаружение у малыша сенсоневральной тухоухости – прямое показание к реабилитации, поскольку средств для эффективного и действенного лечения этой болезни, к сожалению, пока не существует.

Аппараты

Слуховые аппараты для детей подбираются индивидуально. Процедура слухопротезирования проводится, если потеря слуха составила около 40 дБ на оба уха либо на такое же значение на одно ухо и глухоте на другое. Корректоры слуха надевают грудным детям в любом возрасте, даже в первый год жизни, если патология выявляется рано.

Сложнее всего слухопротезировать малышей. Если усиление сигнала будет слишком большим, может развиться акустическая травма, если сигнал будет слабым, его может быть недостаточно для развития речи и психики.

Современные слуховые аппараты бывают карманные (самые мощные), заушные и внутриушные, которые снаружи практически не видны, особенно у девочек, которые имеют возможность прикрывать ушки длинными волосами. Современные аппараты можно настраивать при помощи специальных компьютерных программ в соответствии с данными аудиометрии определенного пациента.

Раз в полгода ребенок со слуховым аппаратом должен приходить к сурдологу, чтобы делать аудиограмму, при необходимости перенастраивать аппарат.

Цена слухового аппарата зависит от его типа и производителя, она может начинаться от 15 тысяч рублей и заканчиваться 200 тысячами. При двусторонней тугоухости покупают два аппарата – в правое и левое ухо.

Заушной
Карманный
Внутриушной

Тимпанопластика

Если обследование показывает нарушения функции среднего уха, то при отоскопии определяется клиническая картина и может быть показана тимпланопластика – операция, которая заключается в санации, устранении воспаления, а затем и пластике барабанной перепонки и других структур среднего уха.

После тимпанопластики прогнозы на восстановление слуха естественным путем довольно высоки, но это все-таки не 100% даже при соблюдении всех рекомендаций, требований к гигиене.

Кохлеарная имплантация

Эта операция показана детям с довольно тяжелыми поражениями слуха, когда эффекта от слухового аппарата нет. Имплант – это совокупность двух частей (одна всегда внешняя, ее носят с собой, другая имплантируется во внутреннее ухо). Внешняя состоит из микрофона, процессора, преобразующего звуки в электроимпульсы, и передатчика, который передает колебания сразу на слуховой нерв.

Внутренняя часть, которая имплантируется, содержит приемник и дешифратор сигналов. Также есть тонкие электроды, которые хирурги с ювелирной точностью вживляют в улитку.

Имплантация решает проблему звукопроводящего аппарата органов слуха, которую слуховые аппараты преодолеть не могут. Головной мозг ребенка улавливает поступающие электрические импульсы и распознает их как звуки.

Операция показана при глухоте и тяжелой сенсоневральной тугоухости на оба уха, а также при неразборчивом восприятии речи при наличии слуховых аппаратов. Реабилитация после операции длительная, кропотливая.

Имплантация не проводится, если поражен слуховой нерв или слуховой центр головного мозга. В этом случае он не эффективен. Не проводят операцию ввиду неэффективности и в том случае, если ребенок очень много времени провел в тишине, не воспринимая звуков. Велика вероятность атрофии веточек слухового нерва.

Самыми эффективными считаются операции, которые проводятся как можно раньше после наступления глухоты или тяжелой тугоухости. Чем раньше у ребенка выявляется глухота, тем более эффективной может быть кохлеарная имплантация.

Не стоит думать, что ребенок проснется от наркоза и начнет все слышать. После операции ему предстоит долгий период занятий по специальной программе, которая в конечном итоге научит его слышать. Возможно, не все, и не так хорошо, как здоровые дети, но это лучше, чем прожить жизнь в полной тишине.

Медицинский центр «Здоровье»

Подготовлено при поддержке

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.