Как научить ребенка быстро и правильно читать?

В последние десятилетия процент грамотных людей в государстве является одним из объективных критериев оценки развития общества, ну а в нашей стране сейчас уже вряд ли найдется хотя бы один взрослый человек, который не умел бы читать ни на одном языке.

Обучение чтению считается одной из главных вех в процессе обучения малыша, и если ребенок уже освоил эту премудрость, данный факт всегда становится предметом для гордости его родителей и темой для разговоров всех вокруг. Неудивительно, что очень многие родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше, поэтому стоит внимательнее изучить, как это делается.

Зачем это необходимо?

В общих чертах, чтение нужно человеку хотя бы для того, чтобы открыть для себя потрясающие возможности самообразования. Как показывает практика, тот, кто читает много и правильно, нередко обладает значительно большим уровнем эрудиции, нежели выпускники лучших учебных заведений, причем последние еще и платят деньги за получаемые знания, тогда как существует множество способов бесплатного доступа к книгам.

Без умения читать даже с потрясающими учителями человек вряд ли научится всему, что необходимо для успешности в современном мире, ведь тогда ему пришлось бы запоминать 100% информации без возможности последующего повторения из собственных конспектов.

Более того, огромное количество текста, включая многочисленные статистические данные и информацию, подаваемую через социальные сети, сегодня можно получить только в том случае, если ты умеешь читать.

Кроме того, под натиском современных технологий люди уже понемногу стали забывать, что чтение является не только способом самообразования, но и неплохим хобби, то есть убийством времени с пользой для себя. Даже если литература не несет в себе никакого особенного морально-эстетического содержания, все равно она может помочь скоротать время, а если, собственно, книги вам не интересны, заменой им могут выступить комиксы.

В конце концов, даже если чтение как занятие – явно не ваше, оно все равно пригодится в жизни. Хотя бы для того, чтобы читать вывески, указатели на домах или даже карты в телефоне, чтобы сориентироваться в незнакомом месте. Для того, чтобы поддерживать контакты в соцсетях и по электронной почте или чтобы читать инструкцию или легенду для прохождения компьютерной игры, в конце концов!

Словом, без чтения в современном мире жить настолько невозможно, что человек буквально выпадет из него, не умея читать.

Впрочем, чтение как занятие не только позволяет извлекать информацию из прочитанного, но и существенно развивает многие другие полезные навыки, которые обязательно пригодятся в жизни.

Специалисты по детскому развитию говорят, что польза подобной деятельности заключается в следующем:

Развивается внимание и память

Очень важный момент в любом обучении – это умение концентрировать внимание и выборочно запоминать информацию. Взрослому это может показаться странным, но для ребенка такая задача вовсе не является простой, ведь он постоянно отвлекается на любой шум, мечтает и так далее. Читая, ему приходится концентрироваться на тексте, чтобы уловить какой-то смысл и запоминать хотя бы одно предложение целиком, а лучше – сразу весь абзац.

Увеличение объема оперативного поля зрения

Даже поле зрения, на котором фокусируется ребенок, значительно меньше, нежели у взрослого. Конечно, ребенок увидит любое резкое движение перед собой, даже если в этот момент смотрел не прямо в эту точку.

В целом, детские психологи утверждают, что «захватить» взглядом целое слово начинающему читателю сложно, фактически он видит только 3-4 буквы. На начальном этапе обучения это явление принято считать вполне нормальным, однако в дальнейшем малыш научится быстро обрабатывать в голове информацию, получаемую с большей поверхности.

Расширение словарного запаса

Владение любым языком всегда относительно, потому что даже вы, читая эту статью на русском, однозначно знаете не все слова из этого языка – как минимум, узкоспециализированные термины, не связанные с вашим родом деятельности и какие-то диалектные словечки вам неведомы.

Ребенок же начинает изучение языка с нуля – так как если бы вы изучали иностранный, так что даже до какого-то среднего уровня он доходит постепенно. Какие-то слова в каждом языке являются повседневными, и дети изучают их буквально сразу, например, «мама», «кушать», «спать», «тепло», «игрушки» и так далее

Однако большинство слов никак не связаны с жизнью ребенка, не употребляются преобладающим большинством людей ежедневно и малыш совершенно никак не может увидеть их воочию.

К примеру, слово «вечность» знают все, но используется оно не так уж часто. Такое понятие не просто объяснить даже взрослому, если вдруг он каким-то чудом его не знает, а как объяснить его ребенку? О чем вообще должен зайти разговор с малышом, чтобы он получил представление о вечности? А вот из книг он рано или поздно узнает это понятие, а описанная там ситуация, вероятно, позволит ему еще и усвоить значение слова.

Развитие артикуляции

Не владея языком, новорожденные, естественно, не владеют и произношением. Все, кто имел дело с маленькими детьми, наверняка замечали, что те говорят очень невнятно, и понять их с первого раза бывает нелегко. При этом развитие речевого аппарата несколько тормозит тот факт, что сам для себя малыш говорит только об основных потребностях вроде еды и сна, а родители, привыкшие к невнятному лепетанию и общей простоте фраз ребенка, учатся различать малейший звук, что не стимулирует маленького говорить четче.

Говорение, само собой, улучшило бы произношение, и именно чтение может основательно помочь в этом. Дело в том, что маленькие дети сначала учатся читать вслух, и лишь затем осваивают чтение молча. Проговаривая то, что читают, они постепенно приближаются к чистоте устной речи.

Программа беглого чтения

Теоретически, заставить ребенка выучить буквы можно и в довольно раннем возрасте, но смысл обучения кроется ведь не только в том, чтобы банально знать алфавит, но еще и в умении превращать отдельные буквы в слова, а главное – не механически озвучивать текст, а понимать, о чем там идет речь.

Естественно, ожидается, что ребенок будет затрачивать на это сравнительно немного времени, и хотя до лучших образцов взрослого скорочтения ему все равно пока очень далеко, важно тренировать у него именно скорость восприятия информации.

Специально для этой цели специалисты по детскому развитию разрабатывают собственные программы беглого чтения – комплекс упражнений, которые целенаправленно стимулируют развитие у ребенка тех навыков, что поспособствуют ускорению процесса.

Таких методик придумано множество, и каждая из них имеет право на существование, однако если родители хотят научить ребенка читать не просто как-нибудь, а быстро, связно и осмысленно, то у него обязательно должен быть определенный уровень готовности к этому.

Чтобы определить момент, когда учиться быстро читать уже можно, следует обращать внимание на наличие у ребенка следующих навыков:

  • Сложные речевые навыки. Если только малыш не немой, он сначала должен научиться говорить, и лишь затем быстро читать.

Подразумевается не умение произносить отдельные слова и строить из них крайне простые предложения, а владение речью на том уровне, чтобы уметь составлять сложные предложения, и даже небольшие рассказы. Грубо говоря, если ребенок в нескольких фразах способен рассказать, как прошел его день или как они играли в детском саду – значит, это уже тот уровень.

  • Фонематический слух. Чтобы буквы логично складывались в слова, а не читались как набор раздельных звуков, ребенок должен уметь разбивать в своей голове слова на отдельные фонемы. Конечно, никто не заставляет ребенка, совсем не умеющего читать, писать полноценные транскрипции проговариваемых слов – обычно проверяется простое умение назвать звук, который стоит в начале или конце слова.
  • Отсутствие серьезных логопедических проблем. На самом деле, плохое или неправильное произношение не является препятствием для обучения чтению, однако специалисты по детскому развитию считают, что ребенок, не умеющий говорить правильно, потом будет очень долго переучиваться, если его обучат читать, не исправив предварительно дефекты речи. При этом родители часто считают, что логопедические проблемы – это что-то вроде невозможности произнести звук «р», однако нарушения ритма и мелодики также считаются проблемой, ведь тогда будет сложно объяснить ребенку, для чего нужны знаки препинания.
  • Пространственная ориентация. Казалось бы, как этот фактор относится к чтению? Еще как относится, малышу ведь нужно читать не как попало, а иметь четкое представление о направлении чтения.

Как минимум нужно запомнить правило: сначала – слева направо, а если строка закончилась – то сверху вниз искать следующую строку. Для того, чтобы это правило имело для ребенка какой-то смысл, он должен хотя бы понимать, где «право», а где «лево».

Конечно, на вывесках и в некоторых других случаях порядок написания может быть другим. Однако такие премудрости ребенок освоит уже сам, когда будет уметь хорошо читать в привычном для русского языка порядке.

Обычно специалисты рекомендуют учить детей читать не раньше, нежели те достигнут возраста 5 лет. Впрочем, если родители ребенка не заставляют, а он сам показывает явные успехи в этом деле, то сдерживать малыша, конечно же, не стоит.

Что такое скорочтение: польза и вред техники

Некоторые методики не просто предлагают научить ребенка читать, а сулят впечатляющие результаты, позволяющие малышу в предельно сжатые сроки осваивать огромные куски текста.

Например, довольно известной хитростью является чтение наискось, когда читатель буквально проглядывает страницу из верхнего левого угла в правый нижний, фактически выхватывая оттуда не целостные предложения, а отдельные слова, которые уже в его голове формируются в определенные связанные мысли. Впрочем, мнения ученых относительно пользы таких «лайфхаков» для детей разделились.

Главное преимущество подобных методик очевидно – современный человек буквально должен пропускать через себя море информации, поэтому чем выше скорость чтения, тем лучше.

Умение быстро находить в тексте главное и делать выводы позволяет оставить больше времени на другие занятия, среди которых, в частности, может оказаться и дополнительное саморазвитие. Помимо прочего, увеличивается еще и усидчивость, а также внимательность – качества, необходимые для выполнения большинства сложных задач.

Как правило, увеличивается и начитанность – с таким человеком намного интереснее вести беседу, он разбирается в большинстве явлений современной жизни.

Есть и чисто психологический момент: если у ребенка присутствует привычка мысленно общаться с самим собой (а таких детей насчитывается до 15%), то он в меньшей степени открыт для общения с другими людьми.

Скорочтение из-за высокой скорости обработки информации полностью закрывает возможности для мысленного проговаривания прочитанного и способствует его обсуждению с другими.

Тем не менее, далеко не все так радужно. В частности, скорочтение считается нормальной практикой исключительно для старшеклассников и взрослых, а детям оно приносит больше вреда, нежели пользы. Ребенок бывает просто не готов к такому испытанию – он не способен быстро поглощать информацию в таких объемах, и выделить главное, сразу отбросив лишнее, также не может.

Попытка заставить его добиться ожидаемого результата приводит к тому, что он начинает нервничать и испытывает стресс, что никак не способствует его здоровью.

Отсюда следует неверная мотивация скорочтения – ребенок стремится быстрее прочесть, но совсем не факт, что он при этом должным образом анализирует информацию и усваивает необходимые знания. Кроме того, в стремлении читать быстрее ребенок начнет «проглатывать» окончания слов, что со временем отразится и на устной речи.

Специалисты советуют не начинать тренировку скорости чтения ранее, чем в 7 лет, однако и этот возраст не является аксиомой, потому что следует отталкиваться от уровня индивидуального развития малыша.

Оцените хотя бы его разговорные способности – если маленький не успевает произнести 60-70 слов в минуту или делает это с большим трудом, то для подобных упражнений время еще точно не настало. При этом не стоит думать, что скорость чтения в раннем возрасте совсем не нужно развивать – такие упражнения все равно будут приносить определенную пользу, просто не нужно сразу же требовать от ребенка немедленного и явного результата.

Методы и упражнения

Занятия по обучению чтению и увеличению его скорости можно проводить для детей возрастом 5-6 лет. В идеале это должны быть ежедневные тренировки, но для того, чтобы добиться максимальной эффективности, нужно организовать их в виде игры – только так можно заинтересовать малыша и подтолкнуть его к добровольному совершенствованию собственных навыков.

Приемы для быстрого прочтения и запоминания информации часто собираются педагогами в специальные книги, полное изучение которых с ребенком, по мнению автора, должно дать заметный результат.

Например, Шамиль Ахмадуллин предлагает учебник под названием «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное», обучение по которому предполагает всего лишь один час занятий в день, однако позволяет достичь цели всего лишь за десять дней. Очень похожее пособие предлагает и Гюзель Абдулова, чье творение «Скорочтение для детей» не ставит таких глобальных задач на краткосрочную перспективу, но содержит материалы, весьма похожие на аналогичные у ее коллеги.

Очень популярной для ускорения процесса чтения является также система Федоренко, которая выглядит как очень широкая таблица со сравнительно небольшим количеством случайных букв, разбросанных по ней через большие незаполненные промежутки. Смысла в написанном нет никакого, но автор методики предлагает обучаемому просто расслабиться, сесть как можно удобнее и попытаться охватить побольше текста одним взглядом.

Поскольку текста в таблице совсем не густо, задача не представляется сложной, ведь нет нужды концентрировать внимание на одной точке, чтобы прочесть аж одну букву, однако со временем у человека вырабатывается рефлекс, заставляющий его воспринимать подобным образом даже большие тексты, написанные мелким шрифтом.

Впрочем, эта методика вовсе не похожа на игру, поэтому подойдет она разве что для подростков, да и то, только для тех, которые сами понимают важность быстрого чтения и готовы посвящать этому свое время.

Поскольку данный процесс не содержит никаких признаков увлекательности, упражнение рассчитано приблизительно на десять минут в день, но время и обстановку нужно выбрать максимально спокойную, дабы ничто не отвлекало.

Иногда детей также учат читать не по отдельным буквам, а сразу по слогам или даже целыми словами, что упрощает чтение ребенка, не задумывающегося над тем, как правильно произносится сочетание букв. Тем не менее, этот метод критикуется за то, что незнакомые слова, например, иностранного происхождения, могут поставить в тупик такого малыша, не обученного слитному воспроизведению незнакомых сочетаний букв.

Можно найти множество других целенаправленных методик, однако большинство родителей, не являющихся преподавателями по профессии, оказываются не готовыми к систематическому подходу.

В этой ситуации намного разумнее было бы использовать отдельные игровые упражнения, которые могут давать результат даже при эпизодическом использовании:

  • Совместное чтение. Дети все еще любят, когда им читают вслух, но если ребенок уже немного умеет читать, можно иногда, сославшись на усталость, попросить его теперь немного почитать самому – для родителей.

Здесь главное – не разгонять скорость, а обеспечить чтение вслух без ошибок, потому что со временем, отточив это мастерство в небольшом темпе, ребенок вдруг заметит, что мог бы делать это и значительно быстрее.

Заинтересовать ребенка можно либо сыграв на его желании угодить любимым родителям, либо явно продемонстрировав неподдельное восхищение его успехами.

  • Полезное чтение. Книгой малыш, быть может, и не заинтересуется – она может проигрывать по красочности мультфильмам и пугать большими объемами. То ли дело – записка! Создавайте такие письменные послания ребенку, которые он не может получить никаким другим путем. Сюда относятся списки дел, открытки и все остальное, на что способна фантазия мамы и папы.
  • Презентации. Дети очень любят любые яркие изображения, но при этом они достаточно любопытны, чтобы хотеть узнать о нарисованном больше. В этом плане для развития навыков чтения очень полезны презентации, которые не сопровождают картинки голосовым комментарием, но зато содержат лаконичные подписи. В чем-то похожими по эффекту являются и другие популярные среди детей вещи – детские иллюстрированные сказки, энциклопедии и даже комиксы.
  • Чтение на скорость. Дети вообще любят любые игры на скорость, ведь это – вызов: успеешь или нет? Под эту схему вполне можно приспособить и чтение, но важно помнить два момента: нельзя увлекаться и делать игру рутиной, ну а установленные временные рамки должны быть адекватными и не казаться ребенку нереальными.
  • Чтение с жужжанием. Отличный способ отучить ребенка читать исключительно вслух – попросить его читать текст, издавая при этом жужжание. Такой простой звук не слишком сильно нагружает мозг, по крайней мере, деятельность по немедленному озвучиванию прочитанного отнимала бы у ребенка куда больше усилий, которые вместо этого могут быть направлены на увеличение скорости чтения.

О том, как научить ребенка читать, смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария