Полимерная глина

В современном мире очень ценится умение делать что-то красивое собственными руками, потому неудивительно, что многие родители стараются активно развивать творческие способности своих детей с младых лет. Пластилин – это лишь первый этап на пути к овладению искусством лепки, а вот если ребенок достиг в этом деле достаточных успехов, чтобы его творения хотелось сохранить надолго, переходите к использованию более профессионального материала – полимерной глины.

Что это такое?

Вопреки своему названию, полимерная глина или пластик, напоминает свою натуральную «сестру» только по некоторым свойствам и способу применения, но отнюдь не по составу. Эта смесь является продуктом современной химической промышленности – выпускать ее начали с 1964 года, пытаясь усовершенствовать возможности глины обыкновенной. Главным ингредиентом почти во всех видах полимерной глины является поливинилхлорид или ПВХ, а вот его точное количество и комбинация других компонентов позволяют создавать разновидности этого материала, в чем-то отличающиеся по своим свойствам.

По простоте работы эта смесь очень напоминает пластилин – так же легко лепится и принимает любую форму (за исключением слишком крупных элементов, которые просто не держатся) и допускает внесение любых исправлений в неудачные творения. При этом у нее есть одно радикальное отличие: фигурки из полимерной глины, которые полностью соответствуют представлению создателя о задуманном, можно увековечить, поскольку этот материал теряет эластичность и становится твердым при нагревании.

Некоторые разновидности этого материала способны застывать даже без дополнительного нагревания, просто находясь на открытом воздухе.

Как выглядит?

Точно описать внешний вид этого материала в «сыром» состоянии довольно сложно, поскольку, в зависимости от разновидности, он может быть как твердым, так и жидким. Чаще, конечно, встречается твердая глина – она обычно выглядит приблизительно так же, как и обыкновенный пластилин и тоже продается наборами с определенным количеством разных цветов. В целом ее кубики выглядят несколько ярче классического пластилина, но существует и бесцветный вариант, который рассчитан на последующее окрашивание уже после застывания.

Готовые изделия, выполненные настоящими мастерами, на вид могут выглядеть совершенно непохоже на керамику, ведь они ею и не являются. Затвердевшие поделки зачастую похожи на пластмассовые фигурки, хотя огромную роль в итоговом внешнем виде играет использованное покрытие, которым может быть краска разных видов или лак. Однако бывают и изделия, непокрытые сверху ничем.

Использование таких фигурок уместно в любых ситуациях: они могут украшать интерьер помещения, быть веселой игрушкой или даже красивой бижутерией.

Чем отличается от холодного фарфора?

Следует сразу отметить, что некоторые специалисты склонны считать холодный фарфор разновидностью полимерной глины, но эту точку зрения разделяют далеко не все. Если сравнивать применение полимерной глины и холодного фарфора, то оно очень похоже – из обоих типов пластичной массы лепят самые различные предметы, которые затем приобретают твердость и постоянную форму, благодаря чему могут быть использованы не только в виде выставочной поделки, но и в практических целях.

Тем не менее различий больше, чем похожестей:

  • В первую очередь, совершенно не совпадают составы двух смесей. В основе полимерной глины лежит ПВХ, к которому добавляются различные пластификаторы, размягчители и другие добавки. Они далеко не всегда имеют естественное происхождение, но все равно у всех мировых производителей обеспечивают полностью безопасное использование массы даже для детей. Холодный фарфор также не имеет ничего общего с натуральной глиной или фарфором, но был придуман значительно раньше и на основе одних лишь натуральных компонентов, среди которых кукурузный крахмал, клей, масло и глицерин.

Как минимум разница составов дает хотя бы незначительное различие в тактильных ощущениях от лепки, а еще такой «фарфор» при желании можно приготовить даже дома.

  • Кроме того, обычно полимерная глина требует значительного (до 100-130 градусов) нагрева для застывания, тогда как холодный фарфор просто высыхает на открытом воздухе.
  • Полимерная глина легко окрашивается в домашних условиях, но нередко продается уже окрашенной, а вот холодный фарфор выпускается чаще чисто белым с явной ориентацией на то, что красить его будет уже сам мастер.

Состав

Поскольку полимерная глина бывает совершенно разных видов, определить обязательные элементы в ее составе весьма проблематично – можно лишь выделить общие группы, к которым относятся входящие в нее ингредиенты:

  • Самое главное – это основа, которая должна уметь держать форму. У термопластики (полимерной глины, застывающей при нагревании) в качестве такого компонента выступает поливинилхлорид, а у того же холодного фарфора – сочетание крахмала и клея, у других видов смесей основой может быть и что-то другое.
  • Чтобы твердеющая смесь хотя бы временно была эластичной и позволяла что-либо лепить, в состав добавляются пластификаторы как синтетического происхождения, так и естественного, вроде масла. При этом пластификаторы в большом количестве присутствуют только в мягкой массе, так что, в зависимости от их свойств, определяется, каким именно образом должна быть обработана фигурка, чтобы затвердеть. Например, у термопластики пластификаторы вывариваются или же теряют свою эластичность под действием температуры, а вот у полимерных глин самоотвердевающего типа они просто испаряются.
  • Наконец, важным, но не обязательным элементом многих полимерных глин являются красители. В некоторых случаях в состав смеси добавляются не просто красители, а целые кусочки того материала, который создатели массы хотели бы сымитировать. В качестве такого наполнения может присутствовать крошка из металла или природного камня, а также блестки.

Свойства

Большинство видов полимерной глины в своем первоначальном состоянии весьма пластичны и напоминают обыкновенный пластилин, хотя различаются по плотности. Последняя зависит еще и от температуры: в среднем, чем холоднее в помещении, тем тверже масса. При этом самоотвердевающие смеси каменеют от нахождения на свежем воздухе, поэтому их необходимо хранить в герметической упаковке, а вот гермопластика куда лучше сохраняет свою эластичность.

Впрочем, последняя также может засыхать и крошиться, но обычно явление не принимает катастрофического размаха, и восстановить изначальные свойства смеси можно при помощи размягчителя – любого бесцветного растительного масла, вроде миндального или абрикосового.

В затвердевшем состоянии полимерные глины удерживают постоянную форму, но отличаются по весу и прочности. Для моделирования цветов используются некоторые особые виды термопластики, отличающиеся упругостью: тонкие лепестки, сделанные из этого материала, способны сгибаться пополам, а затем снова самостоятельно принимать изначальную форму без видимых повреждений.

Виды

Разные сорта полимерной глины созданы для получения какого-то конкретного эффекта в готовом виде, но специалисты отмечают, что не возбраняется их смешивать для получения некоего нового, совершенно необычного результата. Глобально полимерные глины делят на самоотвердевающие и запекаемые. Самоотвердевающие, в свою очередь, делятся на тяжелые и легкие:

  • Тяжелые отличаются значительным весом, но и способностью его выдерживать, что делает их хорошим материалом для изготовления декоративных статуэток и кукол. При этом некоторые разновидности таких смесей, как Kera Plast от Koh-I-Noor, сильно напоминают обычную гончарную глину как до затвердевания, так и после. А вот масса марки Darwi в застывшем виде отлично шлифуется, режется, а при необходимости еще и размачивается водой для коррекции формы.
  • Легкая самоотвердевающая глина отличается повышенной пластичностью и тягучестью в первоначальном состоянии, что отражается и на застывшем состоянии: именно из такого материала делают гнущиеся лепестки и цветы.

Термопластика делится на еще большее количество подвидов:

  • Самый распространенный – обычная термопластика, выглядящая как застывающий пластилин и не меняющая оттенка при обжиге.
  • Полупрозрачный вариант способен пропускать свет, а если в его составе есть еще и красители, он меняет свой цвет после термической обработки.
  • Термопластика с наполнителями позволяет создавать поделки, выглядящие как сделанные из натурального камня или из металла, а вот жидкая термопластика чаще используется для создания эмали, склеивания деталей или же для перенесения рисунка с бумаги на поверхность изделия.

Цвета

На сегодняшний день выпускается цветная, белая и бесцветная полимерная глина. С цветной работают по аналогии с пластилином, поэтому для детей (по крайней мере – тех, что пока только учатся искусству лепки) лучше всего приобретать именно такое решение.

Белая смесь принципиально не отличается от цветной, просто не содержит в себе красителя, поэтому допускает более широкий полет фантазии мастера, позволяя ему самому подобрать точный оттенок. При этом окрашивать можно как сырую смесь, так и уже готовую, застывшую скульптуру, но в первом случае лучше использовать масляные краски, а во втором – акриловые.

Сложные композиции, такие, как куклы, обычно делаются однотонными белыми и лишь затем окрашиваются.

Марки

Существует огромное количество разновидностей полимерной глины, но большинство из них все же ориентировано на взрослых людей, да и то – не любых, а в совершенстве владеющих навыками работы с ней. Что же касается детей, то доступный для них ассортимент уже оказывается значительно скромнее. Для них, кстати, обычно выбирают именно термопластику (для затвердевания на воздухе используется особый пластилин), однако, из-за особенностей материала он не рекомендуется детям, не достигшим 8 лет, а обжиг готовых фигурок и тогда должен происходить только в присутствии взрослых.

Одним из наиболее популярных решений для детского творчества (и не только) является смесь Sculpey III (Скальпи). Несмотря на американское происхождение, стоит такая масса сравнительно недорого, зато отличается поразительной мягкостью и радует огромным выбором цветовых решений. Выпускается брусками по 57 или 227 граммов.

Ориентированный на детвору продукт есть и у очень популярного немецкого бренда FIMO, который заслуженно считается пионером в области производства полимерной глины. Данный производитель назвал детскую линейку максимально просто – FIMO Kids. Продукт представляет собой маленькие (по 42 грамма) блоки 24 разных оттенков, в том числе с добавлением блесток.

Из смесей производства Италии стоит обратить внимание на линейку Idigo, выпускающую как запекаемые, так и самоотвердевающие полимерные глины. Что же касается российских брендов, то они преимущественно рассчитаны именно на детей, а не на серьезных дизайнеров. Существует сразу две торговых марки, которые полностью посвящены детскому творчеству – «Цветик» и «Ёзки».

Какая лучше?

Нельзя однозначно ответить, какая полимерная глина для лепки лучше, поскольку все ее разновидности созданы именно для этого занятия, просто нацелены на разные типы использования. В частности, для детей, которые только начинают познавать это искусство, рекомендуется использовать продукцию вышеописанных детских линеек. На то есть две основные причины:

  • во-первых, полимерные глины в целом якобы ориентируются на безопасность состава, но только в детских линейках можно гарантировать отсутствие любых неприятных неожиданностей при неаккуратной работе ребенка;
  • во-вторых, такие смеси в среднем мягче и проще в работе, они нацелены не столько на создание шедевров, сколько на выработку общих навыков лепки.

Если же ребенок уже успел достичь определенного уровня мастерства и даже избрал определенное направление деятельности (имитация гончарных изделий, бижутерия, цветочная лепка), то выбирать материал для творчества необходимо исходя из конечной цели. У каждого большого производителя найдутся линейки, копирующие обыкновенную глину, металл или камень, а также те, что содержат в себе целлюлозу и легко сгибаются даже в запеченном виде.

Поскольку видение творчества у каждого человека разное, здесь нельзя дать конкретный совет – ребенок должен пробовать разные варианты, пока не придет к тому, что ему действительно нравится.

Более того, достигшие достаточно серьезного уровня мастера отмечают, что для создания идеальных работ не подойдет ни одна купленная полимерная глина, намного лучше смешивать разные их сорта в различных пропорциях, создавая совершенно новый материал. Впрочем, такой уровень творчества, скорее всего, будет доступен разве что подросткам.

Как выбрать?

Выбор конкретной марки полимерной глины зависит от множества ее характеристик, которые могут пригодиться для создания задуманного изделия:

  • В частности, для детей младшего школьного возраста выбираются наборы, максимально напоминающие пластилин. Там обязательно должна быть определенная гамма цветов, поскольку на первом этапе только так можно завлечь ребенка. Очень часто первая глина малыша – не запекаемый пластик, а та, что самостоятельно застывает на открытом воздухе, потому что полимеризация готовых изделий под действием температуры может быть опасной, если ребенок захочет заниматься ею самостоятельно.

Обоих решений достаточно, чтобы на длительное время сохранять обыкновенные детские поделки, отличающиеся повышенным уровнем художественного содержания.

  • К однотонным глинам стоит переходить в том случае, когда уровень творческих навыков ребенка начинает напоминать уровень мастера. Поначалу покупают обычную белую или бесцветную глину – это дает возможность вылепить сложную фигурку и лишь затем раскрасить отдельные ее детали в разные цвета, что было бы практически невозможно сделать из изначально разноцветного материала. В дальнейшем малыш может достичь уровня, когда его творения уже неотличимы от промышленных – на этом этапе настало время имитации, а металлическая или каменная крошка в составе смеси помогут «подделать» другой материал.

Теперь уже можно снова возвращаться к составным изделиям. Жидкая глина может использоваться как фурнитура, склеивающая отдельные детали, а в процессе создания отдельных деталей используется экструдерная полимерная глина, не содержащая пузырьков воздуха и более долговечная за счет этого.

Отзывы показывают, что настоящие мастера все же не используют ни одну глину в чистом виде, смешивая ее с другими. Если есть стремление заниматься этим действительно профессионально, есть смысл купить настоящий экструдер.

Техники

Из полноценных цветных наборов делают свои творения обычно только дети, тогда как серьезные мастера используют другие способы придания своим изделиям натуралистичности:

  • Самое простое покрытие для фигурки – это лак. Слой лака защищает поверхность материала от механических повреждений, а также придает ей дополнительный блеск. Лакируют обычно несложные по своей форме изделия, в частности, очень популярна эта техника при изготовлении бус и другой мелкой бижутерии, лак также весьма уместен в сочетании с полимерной глиной, имитирующей другой материал. Окрашенные изделия покрываются лаком чуть реже.
  • Краски используются в лепке из полимерной глины как до придания материалу формы, так и после этого. Если изделие в целом будет однотонным, то массу лучше покрасить перед работой, для этого состав замешивается с добавлением масляных красок, а мастер может сам определять точный оттенок изделия. Для создания сложных поделок может использоваться роспись, к которой прибегают уже после отвердевания изделия – это позволяет прорисовывать мельчайшие детали и создавать замысловатые узоры.
  • Большие составные конструкции, будь то куклы, искусственные цветы или бижутерия, профессионалами выполняются из глины разных цветов и оттенков, после чего отдельные детали склеиваются жидкой полимерной глиной, также известной как гель. Подобный подход не позволяет выполнить изделие с очень сложным рисунком, но зато делает относительно простые конструкции более правдоподобными. Такую технику можно компоновать с росписью, те же куклы обычно делаются именно с использованием сочетания двух техник.

Инструменты

Для упрощения работы с полимерными глинами используется целый ряд различных специальных инструментов, позволяющих без лишних усилий придавать будущему изделию необходимую форму:

  • Если отталкиваться от порядка обработки, то самым первым инструментом является экструдер – особая емкость, в которой винтовой шнек автоматически разминает глину, а в лучших моделях еще и удаляет из массы пузырьки воздуха. Такой механизм считается обязательным для любой профессиональной студии или школы творчества, поскольку сильно упрощает процесс замеса глины, а если ее нужно обрабатывать в действительно больших количествах, то без экструдера просто не обойтись.
  • Весьма популярным инструментом являются и стеки, которые должны быть знакомы детям еще по работе с пластилином. С помощью стека можно разрезать кусок глины или придать ее поверхности плоскую форму.
  • Для придания изделию сложной текстуры используется текстурный лист. Такие листы, моделирующие определенную поверхность или узор, позволяют добиться того эффекта, который мастер своими руками мог бы создавать куда дольше, чем все творение в целом! Такой помощник мастера выглядит, как кусочек силикона или пластика с зеркальной фактурой кожи, ткани, древесины или любого рельефного орнамента и рисунка. Достаточно приложить такой лист к поверхности будущего изделия, чтобы на нем отпечаталась фактура, и все – теперь фигурка из полимерной глины приобрела неожиданный шарм!
  • В лепке из полимерной глины применение могут найти даже те инструменты, которые, на первый взгляд, с ней не сочетаются. Популярными, например, стали изготовленные из этого материала маркеры для вязания – в них при помощи обыкновенного суперклея вклеивается металлическая игла с ушком, позволяющая упростить любимое занятие вязальщиц.

Книги

Для более подробного изучения теории искусства, а также способов и техник лепки из полимерной глины, можно пользоваться специальными печатными пособиями как написанными специально для детей, так и ориентированными на начинающих в целом. На данный момент такая литература на русском языке представлена не очень широко, но все же найти ее можно, хоть и довольно сложно.

Дополнить полученную оттуда информацию помогут многочисленные тематические сайты в интернете, где делятся собственным опытом как признанные мастера, так и профессиональные экспериментаторы, нередко еще и с мультимедийными файлами.

Очень важно отметить, что благодаря одной лишь книге ни ребенок, ни даже взрослый не сможет научиться лепить. Подобные издания хороши тем, что могут дать направление поиска: подсказать, как выбрать подходящий материал, подбросить несколько творческих идей, рассказать об основных стилях. Они позволят направить талант (или упорное стремление) в правильное русло, но собственно научиться лепить без практики невозможно.

Честно говоря, даже при желании и наличии материала по одним лишь печатным изданиям освоить лепку довольно проблематично, в этом намного лучше помогла бы художественная школа или хотя бы видео из интернета.

Следовательно, совсем отказываться от книг по теме не стоит, но не следует также делать их основным источником получения опыта в данной сфере.

Выбор конкретной книги также довольно непрост: каких-то общепризнанных курсов не существует. Для ребенка, который делает первые шаги в лепке из полимерной глины, еще можно абстрактно приобрести некое «пособие для начинающих», а вот в дальнейшем он должен выбирать подобную литературу строго сам, отталкиваясь от того, что ему самому кажется интересным и полезным.

Инструкция

Большинство детских разновидностей полимерной глины изначально очень эластичны – настолько, что многие профессионалы указывают на неудобство их использования для создания действительно сложных конструкций. Производители добиваются такой консистенции специально, чтобы материал не приходилось разминать, поскольку именно на этапе разминания детям чаще всего надоедает занятие лепкой из пластилина.

При этом даже термопластика со временем способна засыхать, а уж о самоотвердевающих глинах и говорить не стоит – они очень быстро засыхают при несоблюдении правил хранения. Восстановить последние обычно невозможно (если только смесь не размокает при добавлении воды), а вот подсохшую термопластику сможет снова сделать эластичной размягчитель в виде абрикосового или другого прозрачного растительного масла.

Дети обычно лепят из мягкой полимерной глины, но на определенном этапе своего творческого развития они доходят до необходимости надежно соединить между собой уже отвердевшие детали.

Профессионалы, как правило, решают подобные задачи при помощи полимерного геля или жидкой полимерной глины, которая в сыром виде представляет собой жидкость, но также становится твердой в результате запекания.

Для детского творчества такая схема может оказаться слишком сложной, поэтому многие родители пытаются найти альтернативное решение, позволяющее соединять детали. В роли спасительной альтернативы чаще всего выступает обыкновенный латексный клей, который хорошо сцепляет большинство видов застывшей полимерной глины, не сильно бросается в глаза и допускает свое подкрашивание после застывания.

Чем заменить?

Вопреки стремительному распространению полимерной глины в последние годы, этот материал все же не успел стать доступным повсеместно. Если купить его не представляется возможным, а попробовать очень хочется, можно попытаться самостоятельно приготовить одну из его самоотвердевающих разновидностей – холодный фарфор.

Для этого смесь 1 стакана клея ПВА и 1 стакана кукурузного крахмала, дополненная (по 1 чайной ложке) глицерином, кремом для рук и столовым уксусом, тщательно вымешивается и помещается на полминуты в микроволновую печь, где разогревается до максимума. Процедура повторяется четырежды, в результате чего должна получиться мягкая пластичная масса, не липнущая к рукам, отличающаяся значительной упругостью, но все же позволяющая из нее лепить.

Если смесь оказывается слишком жидкой, процедуру можно попробовать повторить еще раз, а при чрезмерной густоте и упругости состав доводится до кондиции благодаря постепенному добавлению воды и тщательному разминанию получившейся массы.

О том, какие инструменты нужно использовать при лепке из полимерной глины, смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария
Новости: