Как проводят артикуляционную гимнастику детям старше 5 лет?

Ребенку, который хорошо и отчетливо говорит, всегда легче дается обучение в первом классе. Внятная речь облегчает понимание, не вызывает у ребенка смущения, не порождает комплексов. Помочь ребенку сделать свою речь более чистой и разборчивой — задача для неравнодушных родителей. Исправлением серьезных дефектов речи занимается логопед, но без домашних систематических занятий артикуляционной гимнастикой специалист не достигнет серьезных успехов. В этой статье мы расскажем, как проводить дошкольникам старше 5 лет артикуляционные занятия самостоятельно.

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков. Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Но вот основы артикуляционной гимнастики пригодятся всем родителям, чьи дети не могут похвастать четким и звонким голосом, уверенным говором и правильным произношением.

Показания и противопоказания

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям. И тем, кто говорит чисто, и тем, у кого имеются проблемы с речью. По статистике вторых — большинство. До 70% детей в возрасте от 4 до 6-7 лет имеют те или иные отклонения от норм в речевом развитии. Не всегда эти отклонения заметны, не всегда о них догадываются родители, ведь далеко не каждый такой малыш заикается или «глотает» половину согласных звуков.

Однозначным показанием к началу гимнастики считаются любые отклонения звукопроизношения. Занятия рекомендуются при дизартрии, заикании, картавости. При неправильном произношении как гласных, так и согласных звуков, при нарушении скорости и разборчивости речи. Даже если ребенок правильно произносит каждый из звуков, в силу вялого и неактивного речевого аппарата создается ощущение «каши во рту».

Гимнастика на артикуляцию и упражнения на дикцию быстро помогут придать мышцам и связкам речевого аппарата нужный тонус — речь станет разборчивой и красивой.

Противопоказаний к гимнастике на артикуляцию практически нет. Только в том случае, если она сочетается и проводится одновременно с дыхательной гимнастикой, существуют определенные ограничения: пороки сердца, психические заболевания, патологии сосудов. Для артикуляционной общей гимнастики противопоказаниями могут выступать заболевания зубов и десен в острой стадии, воспаление губ, языка, тонзиллит в остром периоде.

Все эти противопоказания — временные. Когда ребенок выздоравливает, заниматься ему можно.

Общие правила

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени. Более сложная группа приемов — динамические упражнения, направленные на «отработку» отдельных групп звуков — например, только шипящих или только глухих. Для детей от 4-5 лет и старше применяют комплексные игровые упражнения.

Почему важно играть? Да потому что сама по себе артикуляционная зарядка не доставит ни удовольствия, ни интереса. Но если ее преподнести как игру и заниматься вместе с малышом, все будет получаться значительно быстрее и эффективнее.

Нельзя научить ребенка говорить правильно за один день или один месяц. Занятия нужно проводить ежедневно, довольно долго. Только тогда постоянно закрепляемые навыки войдут в хорошую привычку и станут для ребенка совершенно естественными.

Для профилактики можно проводить гимнастику 1-2 раза в день, для исправления проблем с речью понадобится не менее 4-5 занятий в день.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки. Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Никогда не ругайте ребенка за неправильное выполнение поставленной задачи. Стресс и обида могут усилить мышечные зажимы, и все старания пойдут прахом. Важно говорить спокойно, неторопливо, мелодично, ласково, чаще хвалить ребенка, чтобы у него был стимул заниматься. Не будет стимула — не будет результата.

Эффективные упражнения

Мы подскажем вам всего лишь несколько наиболее распространенных и полезных упражнений. На их основе вы потом сможете создавать новые, придумывать свои уникальные задания. Базовые же задания таковы.

  • «Лягушка». Попросите ребенка показать зубки, как это делает лягушка. Потом сомкните зубы, а губы широко разведите в стороны. Это будет улыбка во все 32 зуба. Удерживайте ее до 10-15 секунд, потом можно расслабить губы, спокойно подышать и повторить улыбку.

  • «Хоботок». Попросите ребенка, показать, как слон пьет воду. Для этого сложите «хоботок» – губы следует вытянуть трубочкой как можно дальше вперед. 10-15 секунд ребенок должен удерживать их в таком положении, после чего их можно расслабить, а через минуту повторить упражнение.
  • «Веселый слон». Это упражнение сочетает в себе два предыдущих. Сначала попросите ребенка сделать «хоботок», удерживайте его несколько секунд. Без пауз и отдыха положение губ следует изменить на широчайшую улыбку в мире – «лягушачью». Проделайте упражнение несколько раз.
  • «Кашалот». Для такого упражнения вам придется показать ребенку, как выглядит кашалот, когда он открывает свой большой рот. Воспользуйтесь карточкой-картинкой с соответствующим изображением. Попросите ребенка открыть рот, показать зубы, высунуть язык, убрать язык и улыбнуться как можно шире, после чего закрыть рот.
  • «Вредина». Это упражнение у дошкольников обычно вызывает настоящее веселье. Оно направлено на расслабление мышц языка. Попросите ребенка не высунуть, а вывалить широкий и вялый язык на нижнюю губу, полностью расслабиться его. Шлепая языком по губам, нужно произнести «пя-пя-пя».
  • «Звезда футбола». Положите на стол перед ребенком ватный шарик и нарисуйте на листе бумаги футбольные ворота. Попросите его, сложив губки трубочкой, загнать ватный мячик в ворота направленным движением воздушной струи. Надувать щеки при этом нельзя. Вдыхать воздух можно только через нос, поток воздушной струи прерываться не должен.
  • «Сладкоежка». Попросите ребенка представить, что на губах у него вкусное мороженое или шоколадный крем. Задача — как можно быстрее облизать губы, высовывая язык как можно дальше. При домашнем занятии допустимо нанести на самый кончик носа малышу каплю варенья или шоколадной пасты. Пусть попробует дотянуться до нее языком. Даже если не получится, обязательно вознаградите его, дав ложечку лакомства.
  • «Чистим, чистим трубочиста». Это упражнение проводят для укрепления подъязычной связки и умения фиксировать коник языка за нижними зубами, чтобы лучше произносить свистящие и звонкие звуки. Попросите ребенка открыть рот и почистить нижние зубки изнутри кончиком языка. Делайте это вместе. Потом обязательно отметьте, что зубки малыша, безусловно, получились чище.
  • «Пароходик». Это упражнение предназначено для тренировки одной из самых проблемных зон речевого аппарата дошколят — задней спинки языка. Нужно зажать кончик языка зубами и не выпускать его. Одновременно с этим нужно постараться как можно громче произнести звук «ы-ы-ы-ы-ы». Получится очень похоже на гудок теплохода.

Карточки

Они понадобятся для многих упражнений. Но в большей степени для динамических. Картинки для занятий можно нарисовать самостоятельно или распечатать из интернета. Вот несколько упражнений с карточками.

  • «Жуки». Показывайте карточку с жуками, читая потешку: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке посижу, погляжу, покажу, детям сказку расскажу». В конце вместе с ребенком повторяется «жу-жу-жу».
  • «Аэродром». Попросите ребенка посадить все самолеты. Показывайте карточки с изображениями разных самолетиков и ракет. Пока карточка находится в воздухе, ребенок вместе с вами сопровождает полет звуками «р-р-р-р-р» и «ж-ж-ж-ж-ж». Пикируйте карточкой и рисуйте в воздухе круги — ребенок должен повторять «у-у-у», а когда ваш нарисованный летательный аппарат отправится на посадку, следует как можно громче повторять «уф-ф-ф».
  • «Полезные предметы». Для этого упражнения нужны изображения предметов, предназначение которых хорошо известно ребенку. Появление каждой карточки он должен озвучить: молоток — тук-тук-тук, часы — тик-так, поезд — чух-чух, сапоги — топ-топ и т. д.
  • «Интересный зоопарк». Для такого упражнения понадобятся изображения животных, в названии которых либо в «озвучке» имитации есть звуки, являющиеся проблемными для ребенка. Если малыш плохо выговаривает «Л», поселите в ваш зоопарк льва, тюленя, белку, ленивца, лошадь, лемура. Если проблемы со звуком «С», в зоопарке должны быть собака, сурок, суслики, серый волк, слон. При проблемах с произношением «Р» – тигр, рысь, рыба.

Попросите ребенка провести вам экскурсию. Спрашивайте, что за зверь здесь живет, как он умеет «разговаривать», что он ест. Старайтесь делать так, чтобы название зверя ребенок повторял как можно чаще.

Отзывы

По отзывам мам, которые делали со своими детям артикуляционную гимнастику и массаж, результатов почти всем удается достичь довольно впечатляющих. Некоторые начинают заниматься с ребенком еще до визита к логопеду, и именно это в результате играет решающую роль — ребенок начинает нормально говорить и без логопеда. Аналогичные занятия у профессионалов в клиниках и детских центрах, по словам мам, довольно дороги — от 300 руб. за одно занятие. И это еще один повод делать гимнастику дома.

О том, как правильно делать артикуляционную гимнастику детям, смотрите в следующем видео.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.