Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях

Чистота речи дошкольника — залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.

Чтобы быть понятыми, таким деткам нужно постараться, а потому именно в 5-6 лет начинают формироваться комплексы, которые могут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Помочь ребенку родители могут и сами, в домашних условиях.

В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.

Диагностика нарушений — когда ребенку нужна помощь?

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

В этом есть доля истины — речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:

Дислалия

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно — оглушать или озвончать.

Заикание

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

Причин, которые могут вызвать заикание множество — от неврологических проблем до психоэмоциональных нарушений. В 5-6 лет дефект речи очень выражен, его невозможно перепутать ни с чем другим.

Гнусавость

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии, например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.

Недоразвитость речи

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».

Задержка развития речи

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Помимо домашних логопедических занятий, ребенку желательно посещать врача-невролога, специалиста по логопедии, принимать участие в групповых занятиях.

Домашние занятия на произношение звуков

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.

В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Занятия в домашних условиях – это не только развивающие игры и упражнения для коррекции дефектов речи, но и приятное общение и взаимодействие между ребенком и взрослыми. Оно, несомненно, пойдет на пользу всем участникам этого процесса.

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Постепенно вводите в оборот и скороговорки («Шит колпак не по – колпаковски, лит колокол не по-колоколовски», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д. ).

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Гимнастику следует делать сидя, в день желательно проводить 2-3 занятия, при этом на каждое стоит отвести не более 5 минут, за это время ребенок должен выполнить 2-3 упражнения из комплекса.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Советы родителям

Приступать к домашним логопедическим занятиям следует только после того, как ребенка осмотрели специалисты — ЛОР, невролог и логопед. Они помогут найти истинные причины дефекта речи и подскажут некоторые приемы, которые будут направлены на устранение конкретного дефекта у данного ребенка, учитывая его анатомические и другие особенности. Логопедическое обследование поможет установить, в какой части речевого аппарата возникает зажим или другое препятствие.

Заниматься с ребенком следует ежедневно. У малыша должна быть возможность постоянно практиковать новые движения и произношение. Поначалу дошкольник может жаловаться на усталость, ведь правильная постановка речевого аппарата для него вновь. Однако постепенно она станет естественной, все будет получаться без особых усилий, нормальная постановка губ и языка станут нормой.

Родителям следует инициировать начало занятия только тогда, когда чадо хорошо отдохнуло, поело, находится в хорошем настроении, готово к игре и занятиям. Через силу, через принуждение логопедические занятия не проводят, поскольку пользы от них будет немного, если ребенок будет относиться к ним как к повинности.

Маме и папе нужно набраться терпения, ведь процесс коррекции дефектов речи достаточно длительный и кропотливый.

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Но всегда добивайтесь точного исполнения упражнения. Для этого малышу можно помогать — руками, шпателем, чайной ложкой. Язычок и губки должны оказаться в правильном положении.

Не стоит стесняться спрашивать у специалистов совета. Также желательно ознакомиться с литературой по логопедии. Для данного возраста можно порекомендовать книгу Н. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет», «Уроки логопеда — игры для развития речи» Е. Косиновой и «Веселую логоритмику» Е. Железновой. Если есть желание помочь ребенку справиться с дефектом речи, начинать стоит именно с прочтения этих книг.

В следующем видео вас ждет еще больше информации о развитии речи у ребенка 5-6 лет.

Комментарии
Автор комментария
Новости: