Как приучить ребенка к горшку?

Когда ребенок начинает ходить на горшок, то в глазах родителей он становится «совсем большим», поэтому понятно желание мамы любой ценой научить чадо писать и какать в туалетный предмет поскорее. Но сам процесс приучения довольно сложный. Чтобы он был успешным, родителям придется действовать последовательно и своевременно.

Когда пора приучать?

Нет в медицине, педагогике и других науках, имеющих отношение к детям, ни одного правила касательно сроков постижения туалетной науки. По этой причине никто не скажет точно, когда ребенок должен научиться справлять нужду на горшок.

Дети начинают писать и какать в горшок осознанно. Это происходит в тот момент, когда корковый слой головного мозга созреет в необходимой степени. От рождения дети не умеют контролировать свое мочеиспускание и опорожнение кишечника. Эти рефлексы у них безусловные, а условными они станут тогда, когда мозг будет довольно зрелым. По этой причине нет никакого резона обучать походам в туалет на горшок детей до года.

Попытки родителей приучить ребенка ходить на горшок раньше года могут быть опасны тем, что родительская настойчивость ни в коей мере не приводит к переходу безусловного рефлекса в условный. А после годика у таких детей начинаются «сбои» – они протестуют, упорно писают в штанишки, хотя раньше, по мнению родителей, были приучены к горшку.

По команде мамы или папы ребенок теоретически может научиться писать и какать. Но когда рефлекс начнет «взрослеть», потребность делать это появится в определенных ситуациях. Это будет происходить не по команде, а при сигналах от определенных сфинктеров, которые проявляются, когда наполняется мочевой пузырь или кишечник. Поэтому кроха начнет отчаянно протестовать, если родители будут требовать писать, когда писать совсем не хочется.

Возраст, в котором стоит приучать ребенка к горшку, должен определяться на семейном совете. Но родители обязательно должны отдавать отчет в том, готов ли их малыш к предстоящим изменениям. В большинстве случаев попытки научить малыша ходить в туалет сразу после года бывают безуспешными.

Есть определенная закономерность между возрастом приучения и длительностью процесса. Чем раньше родители начинают предпринимать такие попытки, тем более продолжительным и травмирующим будет весь этот процесс.

Считается, что лучше всего предпринимать первые попытки познакомить кроху с горшком в полтора года и позднее. Быстрее приучаются к горшку малыши в возрасте 2-3 лет. При этом никто не гарантирует, что попытки будут однократными и сразу успешными – скорее всего, придется предпринимать несколько подходов с перерывами.

Определить лучший возраст для малыша можно, основываясь на некоторых признаках психологической и физиологической готовности крохи. Не стоит думать, что активными физическими упражнениями и развивающими занятиями с малышом мама может ускорить процесс созревания коры головного мозга. Она созревает с возрастом, и тут никакие занятия роли не играют.

Готов ли ребенок к изучению туалетных премудростей, можно определить по следующим сигналам:

  • у ребенка сложился некий определенный режим опорожнения кишечника: он ходит в туалет по большой нужде каждый день примерно в одно время (плюс-минус несколько часов);
  • ребенок научился терпеть – после смены подгузника свежий остается сухим хотя бы полтора часа;
  • кроха научился понимать, как называются части его тела;
  • малютка уже знает, что означают глаголы «писать» и «какать» в исполнении взрослых;
  • ребенок стал с нетерпимостью и раздражением относиться к грязному или мокрому подгузнику;
  • малыш научился снимать штаны сам или уже самостоятельно расстегивает собственный подгузник;
  • кроха не боится ванной комнаты: заходит в нее с удовольствием и интересом.

Помимо этого, малыш к моменту начала обучения должен проявлять способность обозначать свои желания. О том, что хочется покакать, он необязательно должен сообщить словами. Но некоторые закономерные и свойственные этому процессу действия и звуки чадо будет издавать и производить обязательно. Одни уходят в другую комнату и встают в угол, чтобы покакать без свидетелей в тишине и покое, другие дети демонстративно кряхтят и при этом увлеченно перекладывают кубики.

Если вышеперечисленные признаки есть, то чадо готово. Но готовыми должны быть и его мама с папой: нужно освободить достаточное количество времени и взять отпуск на две недели, чтобы проводить при приучении ребенка все свое свободное время. Также нужно пополнить домашние запасы пустырника, валерианы или корвалола, а также запастись терпением.

Популярные методики

Существует множество методик приучения ребенка к горшку: есть быстрые и поэтапные, довольно долгие, но вполне эффективные. Родителей чаще всего интересует, как приучить ребенка ходить на горшок быстро. В этом может помочь методика американского педиатра Джины Форд. Ее детский доктор придумала для маленьких пациентов в возрасте от полутора до двух с половиной лет.

Потратить на обучение необходимо ровно семь дней. Результаты должны проявиться через неделю, если делать все так, как предписано госпожой Форд, а она распланировала весь процесс именно на неделю.

Итак, для начала обучения понадобится красивый и удобный горшок и много родительского терпения.

1 день

Когда малыш просыпается, его избавляют от мокрого и потяжелевшего ночью подгузника. Одновременно с этим ребенку рассказывают про тяжелый и мокрый подгузник, ведь это уже совсем не то, что ему нужно, так как малыш вырос. После снятия грязного подгузника не нужно спешить надевать на него чистый – лучше посадить ребенка на предварительно согретый, теплый горшок и увлечь чем-либо. На этой стадии нужно посидеть на горшке не менее 10 минут.

Не исключено, что чадо категорически откажется от горшка. В этом нет ничего страшного. На этот случай с утра у мамы должна быть заготовлена любимая игрушка сыночка или дочки – плюшевый мишка или собачка вполне сможет выполнить задачу за ребенка. Маме нужно посадить на горшок Тузика или Мишку и незаметным движением сзади капнуть туда немного воды. Затем игрушку нужно снять с горшка, восторженно похвалить ее за правильно сделанное «дело», показать ребенку, что в горшке водичка, и вместе с малышом отправиться в туалет сливать горшок.

После завтрака следует предложить горшок малышу и при отказе проделать трюк с Мишкой или Зайкой еще раз. И так необходимо проделать каждые 15 минут в течение всего дня. От прогулки в этот день лучше отказаться, подгузник можно надеть только на дневной сон и ночь. Когда малыш сядет на горшок сам, обязательно громко нужно похвалить его, а если он в него даже пописает, то тут похвалы должны быть щедрыми, громкими, с подарками и призами.

Если в промежутках между предложениями горшка ребенок писается в штаны либо делает это на ковер в гостиной, то ругать его не стоит. Нужно просто сменить штанишки.

2 день

Первый и второй день по методу Форд – самые сложные периоды. Они требуют от мамы постоянного присутствия. На вторые сутки все повторяют аналогично с первым днем. Для разнообразия можно добавить смывание воды в унитазе – доверить это нужно своему ребенку, ему обязательно понравится процесс. Не стоит забывать хвалить чадо.

3 день

Третий день – очень важный, потому что он предложит крохе новую задачу. Теперь малыш должен начать гулять, но не один, а с горшком. Например, ребенку в 8 месяцев нужно гулять дважды в сутки – пускай возьмет с собой горшок. Конечно, этот вариант хорошо подходит для летнего времени года, для весны и начала осени, но никак не для зимы. Если за окном холодно, то лучше воздержаться от прогулок еще несколько дней.

Детский доктор Джина Форд утверждает, что нельзя «давать слабину» и надевать на ребенка подгузник, даже если речь идет о прогулке, поскольку это лишь убедит кроху о существовании некоторых альтернатив.

4-6 день

Это дни закрепления полученного навыка. Горшок по-прежнему сопровождает малыша везде: и дома, и на прогулке. Но постепенно промежутки между высадками на горшок можно увеличивать, доводя до получаса.

7 день

В последний день не стоит предлагать горшок, ведь это подведение итогов. Малыш должен обозначать своим поведением или целенаправленной просьбой нужду в горшок по мере возникновения определенных физиологических желаний. Если долгое время кроха не просится на горшок, но остается сухим, то ему нужно деликатно напомнить о горшке.

Если ребенка обучают по быстрой методике, не нужно его будить ночью для посадки на горшок. Будить или нет, решают родители. Если кроха тяжело засыпает, то лучше не будить его по ночам, ограничиваясь применением привычного одноразового подгузника.

Нужно отметить, что быстрые методы подходят не всем детям. Малыши с возбудимой психикой, склонные к истерикам и упрямству, могут «воевать» всю неделю, и при этом результата добиться не удастся.

Существуют и более медленные, но мягкие для детской психики методы, которые прекрасно подойдут тем, кто не торопится.

В первую очередь, стоит поместить горшок в туалете. Каждый раз нужно заводить туда малыша и включать воду в кране. Шум текущей воды приводит к возникновению желания опорожнить мочевой пузырь.

Сначала следует поместить горшок в детской комнате – пусть ребенок привыкнет к новому предмету. Потом нужно научить кроху садиться на него – можно даже в одежде. Когда малютка поймет, что новый предмет безопасный, то он проникнется к нему доверием.

Необходимо мотивировать высадку на горшок, сделать ее интересной. Например, читать сказку, пока малыш сидит, петь песни, устраивать представление в пальчиковом театре. Можно делать все что угодно, лишь бы ребенку было интересно садиться на горшок.

Можно показать на личном примере, что делают с туалетом. Если в семье растет мальчик, то пусть посещает туалетную комнату с папой, а в том случае, когда растет девочка, – с мамой. Желание подражать взрослым в 1,5-3 года очень велико. Также младшие дети любят подражать старшим братьям и сестрам.

Все эти способы хороши тем, что их можно комбинировать между собой, использовать один или несколько одновременно или поочередно.

Основные этапы

Этапы, которые родителям и малышу предстоит пройти к цели, зависят от многих факторов: настойчивости родителей, готовности малыша и его возраста. В 5-11 месяцев ни мальчика, ни девочку лучше на горшок не высаживать, так как процесс формирования условного рефлекса еще не начался. Годовалого кроху можно высадить один раз, и если попытка не увенчается успехом, то отложить приучение ребенка к горшку на более позднее время.

Чем старше ребенок, тем быстрее он поймет, что от него хотят. Но после памперсов, к которым он успел привыкнуть, будет довольно трудно быстро освоить новый навык. Ходить на горшок такие дети учатся лучше, если использовать медленные методики.

Ребенок в 1 год и старше быстрее сможет начать ходить на горшок, если родители будут последовательны и терпеливы. Приучить можно только постепенно и поэтапно. Родителям предстоит пройти следующие этапы:

  • неприятие и непонимание нового предмета и родительских требований;
  • интерес к новому предмету и его возможностям;
  • интерес к собственному телу и его возможностям;
  • удовольствие от полученного эффекта;
  • принятие горшка и привычка.

Как ускорить процесс?

Без нужды ускорять процесс не стоит. К ситуациям, когда возникает нужда, заранее приготовиться сложно, но оптимально просто не допускать их. К ним относится, например, необходимость срочно выйти на работу и отдать малыша в садик, приучив к горшку за несколько дней, необходимость срочно отправиться в путешествие с малышом и другие обстоятельства.

Чем меньшим стрессом будет обучение, тем быстрее один этап будет сменять другой. Соответственно, результатов удастся добиться раньше.

Возможные проблемы

Проблема, с которой могут столкнуться родители, одна: малыш не захочет ходить на горшок. Некоторые дети не хотят на него даже садиться, а другие их ровесники сидят, играют, но отказываются справлять в этот предмет естественные нужды. В этом случае родителям не следует расстраиваться, не нужно ругать себя и малыша.

В первую очередь, нужно постараться найти истинную причину такого поведения малыша. Не исключено, что знакомство с горшком испугало ребенка. Горшок может не нравиться крохе внешне, он может быть холодным при посадке либо пугающим (если малыш боится медведей, то ему явно не подходит горшок в форме мишки).

Слишком скучный горшок тоже не привлечет внимания малыша, а попытки родителей или иных родственников заставить ребенка вызовут стойкое отторжение самой идеи писать в него.

Не допустить возникновение проблем поможет тщательная предварительная подготовка. Малыш к моменту начала обучения должен быть довольно чистоплотным. Если кроха без восторга относится к мокрым и грязным подгузникам и всячески требует их сменить, то это отличное начало для обучения туалетным навыкам.

Не допустить стойкого неприятия горшка ребенком родителям помогут некоторые советы.

  • Кроха никогда не должен оставаться на горшке один – он может упасть и удариться, а это обязательно отпечатается в памяти, как негативный опыт. Содержимое горшка в первое время будет вызывать жгучее любопытство. Если малыш попробует это размазать, то отучить его потом будет довольно сложно. Пребывание мамы рядом исключит приобретение таких навыков.
  • Если ребенок начал писать или какать не там, где нужно, то не следует хватать его и быстренько нести на горшок – это испугает кроху. Психологическая травма может быть настолько велика, что малыш замкнется и начнет справлять все свои нужды не просто в штаны, но еще и предварительно прятаться куда-нибудь от взрослых, чтобы его не хватали, не кричали и не тащили в туалет.
  • Десять минут – этого времени вполне достаточно, чтобы малыш сходил в туалет. Если этого не произошло, то нет смысла держать кроху дольше. Нужно отпустить ребенка и повторить попытку чуть позже.
  • Не стоит приучать ребенка к играм с горшком и на горшке. Длительные игры на туалетном приспособлении создадут иллюзию того, что горшок – это место для развлечений.
  • Начало обучения должно быть благоприятным во всех отношениях. Малыш после болезни, на фоне прорезывания зубов, сразу после переезда в новую квартиру, после рождения маленького брата или сестры, после развода родителей очень уязвим. Он не может адекватно воспринимать изменения в привычном укладе жизни. Приучение к горшку лучше перенести на другое время, когда психологическое и физическое состояние ребенка будет более стабильным.
  • Любые вопросы, связанные туалетом, должны решаться очень деликатно. Если мама кричит на кроху, который написал не туда, если папа стыдит малыша, который проснулся мокрым или заигрался и нечаянно обмочил штаны, то сам процесс дефекации и мочеиспускания будет ассоциироваться у ребенка с неприятными ситуациями. То, как будет протекать обучение, на 95% зависит от тактичности родителей и на 5% от самого малыша.
  • Не нужно требовать от малыша невозможного, ведь дневные позывы ребенок учится контролировать лишь в 3 года.

О том, как приучить ребенка к горшку, смотрите в следующем видео.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.