Основные правила поведения учащихся в школе

Большинство родителей сталкивается с нарушением правил поведения в школе их детьми. При этом в некоторых случаях вина ребенка не столь очевидна, особенно если он тихий и ссылается на необоснованные нападки со стороны одноклассников и учителей в свой адрес.

Иногда ребенок даже при положительном поведении по той или иной причине сильно выделяется из толпы, что может провоцировать его отторжение коллективом. Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям следует знать современные правила поведения учащихся в школе.

Особенности

Многие проблемы в школе появляются из-за того, что дети здесь чувствуют себя некомфортно. Причиной тому может быть как недоброжелательное окружение, так и банальное неприятие того, что малышу постоянно навязывают какие-то задания посторонние люди, пусть даже родители сказали их слушаться. Восприятие школы в качестве места, где у обучающихся есть только обязанности, приводит к потере мотивации и снижению интереса к изучению нового.

Следует объяснить ребенку, что у него есть не только обязанности, но и определенные права.

Правила поведения в любой современной школе должны соответствовать новому закону об образовании, который определяет для ученика следующие права.

  • Школьный курс должен быть вычитан ребенку максимально полно. Он имеет на это право согласно Конституции. Это означает, что не существует ни одного законного основания, чтобы удалить ребенка с занятия, даже если он явно нарушает дисциплину. Ни в одном учебном заведении также недопустимо отказать ученику в посещении урока, если он пришел на него уже после звонка.
  • Школа создана для обучения, а не для работ по ее обслуживанию. Никто не имеет права силой привлечь ребенка к работам на улице или в помещении. Историческая эпоха обязательных субботников давно осталась в прошлом. То же самое касается и уборки классных помещений. При этом подобные мероприятия могут проводиться при условии привлечения участников на добровольной основе. Отказ от участия не должен становиться причиной для предвзятого отношения.
  • Существует общеобразовательная программа, обязательная для изучения для всех без исключения, однако все, что в нее не входит, обязательным априори быть не может. Можно только поприветствовать стремление педагогов организовать дополнительные факультативы, творческие кружки или художественную самодеятельность, но нельзя заставлять ребенка посещать такие занятия, если ему это неинтересно. Даже завуалированные задания по типу проведения минимального времени в библиотеке, репетиций в актовом зале, материалов, самостоятельно изучаемых дома, могут быть отклонены ребенком как необоснованные, если в программе их нет. Даже условная викторина особо педантичным учеником может быть отклонена как неправильный метод обучения.
  • Согласно Конституции, в нашей стране каждый имеет право на бесплатное образование. Это, пожалуй, наиболее спорный момент, который не соблюдается. Если говорить теоретически, педагоги не имеют права собирать деньги даже для какого-либо условного фонда класса, не говоря уже об уборке или охране школы. Законное исключение – интернат, где дети живут постоянно во время обучения, но там и нужды принципиально другие.

Следует заметить, что школа – это все-таки не армия, так что не все нормы регламентированы на общегосударственном уровне. Педсовет учреждения может определять собственные правила поведения в некоторых частях школы, например в гардеробе или столовой.

Как правильно одеваться?

Человека, как известно, «встречают по одежке», а по внешнему виду ученика судят не только о нем, но и о его родителях. Следует заметить, что дети, с одной стороны, стремятся к самовыражению любым путем и не всегда правильно оценивают собственный внешний вид, с другой – довольно жестоки к своим сверстникам. Они нередко выступают категорически против взглядов, которые отличаются от их собственных.

Законодательство не вводит единого понятия школьной формы, поэтому во всех учреждениях страны руководство самостоятельно принимает решение об обязательности того или иного дресс-кода. Многие учебные заведения буквально заставляют своих учеников приобретать одинаковую одежду, что имеет свои преимущества и недостатки.

Многими критикуется такой подход за чрезмерную унификацию и обезличивание детей, которые теряют собственную индивидуальность, а также за повышенные растраты, поскольку школьную форму приходится специально заказывать или покупать, а больше никуда, кроме школы, такой костюм не наденешь.

Тем не менее преимущества в строгом соблюдении нормы тоже есть, поскольку в таких условиях снижается вероятность появления учеников вызывающего внешнего вида, идущих против правил, одинаковых для всех.

В условиях многонационального государства, в котором проживают носители разных религий и традиций, такой подход выглядит обоснованным. Кроме того, внешний вид детей из семей разного достатка не отличается.

При этом многие школы все же оставляют выбор дресс-кода родителям или самим школьникам. Это позволяет ученикам оставаться собой, а родителям не тратить ресурсы на поиски оптимального костюма, ведь достаточно одевать ребенка в повседневную одежду.

Чистота и опрятность без вызывающих деталей в таких условиях представляют собой залог успеха, однако остается риск гипертрофированного самовыражения, которое не будет воспринято коллективом, что повлечет за собой напряженность внутри школы.

Впрочем, даже в школах со свободным стилем одежды никто не запрещает родителям одевать ребенка в форму. Общим и никого не раздражающим стандартом принято считать белый верх (рубашку – для мальчиков, блузку – для девочек) и черный низ (брюки – для обоих полов, а для девочек – еще и юбки). Сверху можно добавить также пиджак или жилет.

Даже учреждения со свободной формой одежды требуют от учеников опрятного вида. Недопустимо носить даже классически правильный костюм, если он грязный, помятый или разорванный.

Относительно обуви выдвигаются особые требования к чистоте. Многие школы считают нужным обязать учеников носить с собой сменную пару обуви, чтобы переобуваться при входе в школу.

Отдельный момент – это прическа школьника.

Предпочтение следует отдавать прическам классического фасона, тогда как современные способы «самовыражения» (неестественные оттенки волос, вызывающие формы по типу ирокезов или стриженной «под ноль» головы) считаются нежелательными.

Как вести себя на уроке?

Основные проблемы с дисциплиной учащихся в школе возникают на почве того, что они чрезмерно отвлекаются от проводимого занятия или, что еще хуже, мешают нормальному проведению урока в классе своими выходками.

Привить ребенку правила этикета в условиях общеобразовательной школы не может ни один учитель, если этого не сделали родители дома.

Правильные манеры чаще всего бывают не у тех детей, которые исправно посещают добровольный для посещения классный час, а у тех, кому родители еще до похода в первый класс доходчиво объяснили основные правила поведения со старшими. Главное, на что указывают психологи – не выдать список аксиом, а доходчиво объяснить малышу, почему нельзя делать тех или иных вещей.

Выглядеть это могло бы так:

  • Приходи в класс раньше на 5-10 минут. Это позволит не бежать и лишний раз не просить прощения за опоздание, мешая одноклассникам.
  • Всегда садись на свое место. Это позволит не обидеть кого-либо из одноклассников, а также уменьшит риск, что обидят тебя самого, в том числе и замечанием в дневнике.
  • Посторонние предметы на столе во время урока не нужны. Они отвлекают от занятия, что повлечет за собой более долгое освоение материала и выполнение домашних заданий. Сократится выделенное время на отдых.
  • Не нужно шуметь на уроке. Возможно, кому-то из одноклассников интересно то, что сейчас рассказывает учитель. Взаимное уважение в коллективе заставит их не шуметь тогда, когда будут рассказывать что-то, что будет интересно тебе.
  • Если очень нужно выйти из класса во время урока, следует поднять руку и попросить разрешения. Это признак уважения к учителю, который тяжело трудится для того, чтобы сделать каждого из детей умным и успешным взрослым человеком.
  • Если нужно что-то спросить или хочется ответить на вопрос учителя, нужно также поднять руку и дождаться, пока тебя вызовут. Это позволяет проводить урок в тишине, не пропустить информацию, которая могла бы оказаться полезной.
  • Не следует выкрикивать и подсказывать правильные ответы, если спрашивают другого ученика. Это невежливо, а одноклассника, который, возможно, знает правильный ответ, ты поставишь в неловкое положение.

Поведение на перемене

Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе. Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками.

Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные правила поведения пригодятся ребенку даже после окончания школы.

Донести до малыша нужно следующее:

  • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
  • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.
  • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для младших школьников актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
  • В местах общего пользования - таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
  • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.

Как общаться с учителем и другими школьниками?

В школе учат не только общеобразовательные предметы, но и жизнь, в частности особенности поведения в коллективе. Во взаимоотношениях между детьми наиболее часто возникают проблемы, потому что дети по природе своей жестоки, они любят обижать друг друга по причине незрелого возраста. Родители должны объяснить ребенку общие принципы общения: рассказать, что такое этика, как ведется уважительная беседа.

Даже если данный малыш воспитан хорошо, поблизости всегда найдется хулиган, так что ученик должен уметь дать словесный отпор атакующему. Однако и здесь приоритетной должна оставаться культура.

Простые правила включают также уважение собственности других детей. Недопустимо брать их вещи без разрешения. В чужие конфликты влезать не следует, разве что с целью их прекращения.

К учителю нужно относиться с должным уважением. К этому пункту относятся не только своевременно выполненные домашние задания, но и должный этикет. Так поступать следует даже не потому, что преподаватель старше, но в большей степени из-за его более высокого уровня интеллекта, а также в виде благодарности за то, что он делится своими знаниями, делая каждого из своих учеников умнее.

Хотя многие современные компании переходят на обращение друг к другу без отчества, пусть и в уважительной форме, к учителю всегда нужно обращаться на «вы» по имени и отчеству. Более умного человека всегда нужно слушать не перебивая.

Для ребенка учитель должен быть непререкаемым авторитетом, а его задания, имеющие непосредственное отношение к обучению, необходимо выполнять без споров. В качестве дополнительного признака вежливости рекомендуется также вставать, когда учитель входит в класс перед началом урока.

Использование мобильного телефона в школе

Относительно новым явлением в школьном процессе является массовое использование мобильных телефонов, ведь еще полтора десятка лет назад учеников, обладающих такой техникой, можно было пересчитать по пальцам рук. Сегодня даже среди первоклассников сложно найти такого ученика, у которого не было бы гаджета, и это с одной стороны хорошо, поскольку родители имеют полное право знать, где их ребенок, все ли с ним в порядке.

Тем не менее, современные технологии часто вредят учебному процессу. В первую очередь, дети перестают общаться между собой даже на переменах, поскольку слишком увлечены собственными смартфонами. Неинтересны им и уроки, ведь вместо них можно поиграть, послушать музыку или посмотреть кино, пообщаться с друзьями в социальных сетях. Можно даже почитать книгу, но не ту, которая включена в школьную программу, а соответствующую собственным интересам.

Именно из-за необходимости связи родителей с ребенком школы не могут запретить использование мобильных телефонов вовсе, однако родители должны научить малыша, что в школе гаджет нельзя использовать так же, как дома. Учителя на уроке нужно слушать хотя бы из вежливости, даже если рассказываемая им тема совершенно не интересна, даже если кажется, что она никогда не пригодится в жизни.

Пользоваться телефоном можно только на переменах, а в качестве исключения – и на уроке с разрешения учителя, например, для поиска в сети интернет учебной информации.

Однако даже на перемене не стоит погружаться в цифровые миры с головой, ведь для развития куда более полезным может оказаться опыт живого общения с настоящими людьми.

Основные правила поведения раскрыты в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария