Проблемы с сердцем у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

Сердечные недуги занимают лидирующие позиции по причинам гибели взрослых и детей в мире наряду с опухолевыми процессами. Распространённость заболеваний сердечно-сосудистой системы широка — от врождённых пороков сердца у новорождённых до приобретённых заболеваний у детей старше и взрослых. Одной из основных причин возникновения таких недугов считается нервный фактор, стрессы. Подробнее о психосоматических предпосылках для заболеваний сердца расскажем в этой статье.

Официальный взгляд на сердце

«Проблемы с сердцем» на медицинском языке означают большую группу различных патологий, которые обозначают нарушения функций сердца. Этот мышечный орган своими сокращениями обеспечивает ток крови по сосудам, и его дисфункция так или иначе, приводит к нарушению кровообращения. Сердце выполняет функции насоса: оно проталкивает кровь по сосудам, благодаря чему она попадает ко всем органам и системам человеческого организма.

С точки зрения традиционной медицины, сердечные болезни условно можно разделить на те, что связаны с нарушениями ритма сердца, на те, что связаны с воспалительным процессом оболочек органа, а также на болезни, которые протекают с нарушениями работы клапанов — приобретённые или врождённые. Есть также гипертония, которая считается одной из самых вероятных причин развития проблем с работой сердца. Также выделяют острые, неотложные состояния — ишемические, связанные с прекращением притока крови к сердцу, с его острым кислородным голоданием. Отдельно стоят болезни, при которых сердечная недостаточность развивается из-за поражения сосудов сердца.

Традиционно ответить на вопрос, почему появилась болезнь сердца, довольно сложно. Медицина рассматривает причины как мультифакторные: обычно называют ожирение, вредные привычки, непомерные сильные стрессы. При этом именно стрессам большинство специалистов отводит решающее значение.

Объяснение причинам врождённых пороков до сих пор ищут учёные и медики. Есть теории связи их с полом, с некими нарушениями в период внутриутробного развития, остановкой этого развития на определённых сроках эмбриогенеза, но пока никто не смог с уверенностью сказать, почему же всё-таки рождаются дети с врождёнными пороками сердца.

Психосоматический подход — общие причины

Психосоматика рассматривает человека не только с физиологической точки зрения, как медицина, и не только с метафизической позиции, как психология. Она видит его целиком: с телом и душой, со всеми психическими и психологическими переживаниями, которые зачастую и становятся первопричиной физической болезни. В отношении сердечно-сосудистых болезней, психоаналитики были солидарны ещё в начале XX века. Поскольку внятно объяснить причин той же ишемии или гипертонии не удавалось, повышенное давление решено было внести в так называемую Чикагскую семёрку психосоматических болезней, составленную в Чикагском университете психоанализа в 1930 году. Это означало, что за гипертонией и ишемической болезнью официально признали статус недугов, которые человек по большому счёту создаёт себе сам: своими эмоциями, моделью мышления, поведением.

Сердце в психосоматической медицине означает чувство любви, эмоциональной привязанности. На метафизическом уровне это способности принимать и отдавать любовь. Кровь, которая бежит по сосудам благодаря сердечным мышечным сокращениям — радость жизни. Тот, кто любит, чьё сердце в достаточной степени наполнено этим чувством, живёт с радостью. Это легко представить и на физиологическом уровне: есть достаточно крови в сердце — сердце работает как надо, человек здоров. Возникла нехватка крови — возникла сердечная недостаточность.

Исследователи в области психосоматической медицины уверены, что сердечные недуги развиваются тогда, когда человек сознательно или несознательно отвергает любовь, отказывается от радости. Недаром, в народе о людях, которые не любят, которые жестоки, говорят «сердце как камень», «каменное сердце». Психологический портрет взрослого с сердечными недугами подтверждает это: люди становятся жестокими, чёрствыми, равнодушными к чужим переживаниям.

Заболевания и их механизм развития

Скептично настроенные читатели могут поинтересоваться, как же развиваются сердечные заболевания по психосоматической причине. Если человек постоянно испытывает стресс, отрицательные и деструктивные эмоции (гнев, злобу, обиду, зависть, ревность), то в его сердце все меньше места остаётся такому естественному чувству, как любовь. В результате на уровне центральной нервной системы происходят изменения в регулировании деятельности сосудов и клапанов сердца, возникают зажимы, блоки, что и приводит к развитию патологии.

Обратите внимание, что люди, которые мыслят позитивно, оптимисты и умеющие искренне радоваться куда реже страдают сердечными недугами, чем люди обидчивые, завистливые и не ожидающие от жизни ничего хорошего. Обостряются психосоматические боли в сердце именно в период сильных переживаний. Чем сильнее эмоция, тем больше вероятность сердечного приступа.

Сомневающимся в тесной связи работы сердца и эмоций человека стоит вспомнить, что в периоды волнения, в решающие моменты жизни сердцебиение всегда усиливается, а при испуге – «замирает». Изменение ритма неподвластно воле человека, он не может по своему желанию замедлить или увеличить частоту сердечных сокращений.

Наиболее часто сердечные заболевания происходят, таким образом, из-за недостатка любви, игнорирования её ценности, обесценивания этого важного для жизни человека чувства. Обратите внимание, что люди, которые не придают вопросам любви большой ценности, но при этом сосредотачивают все усилия на достижении карьерных успехов, зарабатывании денег, значительно чаще умирают от сердечного приступа, чем те, кто уделяет личной сфере жизни больше внимания и значения.

Иногда люди сознательно «закрывают» своё сердце для новых чувств. Такое происходит в основном из-за перенесённого ранее болезненного опыта неудачных любовных отношений. Рано или поздно у таких людей, если они не передумают, не простят обидчика и не откроют своё сердце для любви, развиваются сердечно-сосудистые заболевания.

В детском возрасте приобретённые проблемы с сердцем наиболее часто происходят из-за повышенной тревожности: слишком стеснительные и застенчивые подростки с огромной нереализованной потребностью в любви чаще других страдают от аритмии и других расстройств функций сердца. Дети, которые испытывали жёсткий дефицит любви со стороны родителей, тоже рискуют в период полового созревания попасть в число пациентов кардиолога.

Большую ошибку допускают родители, которые сами обесценивают понятие любви в глазах детей. Некоторые мамы, чьи браки распались, убеждают дочерей и сыновей, что любовь – «это не главное, важнее — получить профессию, стать человеком, а потом думать о любви». Такая установка порождает тысячи потенциальных «сердечников», которые и во взрослом возрасте обесценивают любовные отношения согласно детской крепкой установке.

Развитие приобретённого сердечного заболевания в детстве часто происходит на фоне затяжного конфликта двух людей, которых малыш любит сильнее всего, и которые должны любить друг друга, но почему-то это отрицают своими действиями — мамы и папы. Также в группу риска попадают взрослые и дети, которые привыкли сдерживать эмоции, которые не умеют их выражать, а также очень жалостливые люди, о которых говорят «принимает всё близко к сердцу».

Конкретные диагнозы и состояния тоже имеют своё общее объяснение, хотя в каждом случае нужна индивидуальная работа с человеком.

  • Тахикардия — гнев, тревога, неуверенность в себе, сильное волнение по мелочам, психоневротическое состояние.
  • Атеросклероз — закупорка сосудов и высокий уровень холестерина свойственны людям, не умеющим радоваться жизни и её мелочам, считающим, что мир любви недостоин, что он плох и несправедлив.
  • Гипертония — неумение выражать эмоции, которые накапливаются и «давят» на сосуды изнутри, подавленная агрессия.
  • Аритмия, мерцательная аритмия — страхи, тревоги, раздражительность.
  • Ишемическая болезнь — полная блокировка себя от чувственной сферы, любви, отрицание её, ненависть к кому-то, долгое существование в условиях стресса, безрадостное существование.
  • Врождённые пороки сердца — наиболее сложная группа, которую некоторые исследователи связывают с дефицитом любви у матери в период вынашивания плода, особенно — на ранних сроках. Также существует, но статистически не доказана пока связь между нежеланными детьми, от которых матери планировали избавиться, сделав аборт, в нужности которых женщины сомневались, и врождёнными пороками сердца.

Как лечить?

Взрослому и ребёнку с сердечными недугами нужны два специалиста — грамотный кардиолог и психолог (психотерапевт). Первый поможет вовремя проводить необходимые обследования, будет контролировать физическое состояние, назначать процедуры, медикаменты, при необходимости — хирургическое лечение. Второй — поможет человеку исправить психосоматические «неполадки», пересмотреть своё отношение к любви, жизни, к себе самому. Комплексный подход обеспечит эффективность лечения.

Ребёнку и взрослому с больным сердцем нужны положительные эмоции, чувство радости, понимание, что они любимы. Существуют различные психологические и психотерапевтические методики, которые позволяют «настроить» человека на позитив.

На практике же ребёнку с сердечной патологией может помочь даже щенок или котёнок, которого он так хотел получить, посещение цирка, зоопарка. Чем интереснее будет его жизнь, чем больше положительных эмоций он будет получать, тем более эффективным будет лечение, которое малыш получает в рамках официальной кардиологической терапии.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.