Как научить ребенка считать примеры с числами в пределах 10?

При поступлении ребенка в школу его тестируют и психолог, и комиссия, состоящая из учителей. Современные программы не дают вчерашним малышам времени на раскачку: есть программы и учебники, требующие ознакомления семилетних деток с действиями I-ой ступени: умножения и деления. Отсюда понятно желание родителей научить ребенка считать примеры с числами в пределах 10.

Основы обучения

Обычно, когда малышам показывают, например, 4-5 больших мячей и 8-10 маленьких мячиков, на вопрос: где много и где мало, они дают «исчерпывающий» ответ: много там, где они большие, а мало там, где они маленькие.

Как показывает практика, ребенку сложно овладеть понятием числа, натуральным рядом чисел, пока не будут достаточно развиты его количественные представления:

  • уточнены понятия: «много», «мало», «немного», «несколько», и умело применяемы мальчиками-девочками в составляемых предложениях;

  • введены в активный словарь дошкольника слова: «было», «стало», «осталось», «вместе», «всего»;

  • обращено детское внимание на слова: «столько же», «поровну», «одинаково».

Знакомство будущего ученика с подобными понятиями полезно сопровождать вопросами, отвечая на которые маленькому математику придется апеллировать нужными терминами:

  • Сколько звезд на небе? Много или мало?

  • Сколько цветов в вазе на столе? А это так же много?

  • Сколько конфет в подарке от Деда Мороза? (Много) Сколько мама разрешит кушать? (Несколько)

Основу ознакомления ребенка с числом и математическими действиями составляют манипуляции со всевозможными наборами предметов:

  • Учим выделять предметные комплексы из обычной жизни. Малыш должен перечислить, какие предметы находятся в этом комплексе.

  • Обязательно умение указывать принцип, который объединяет предметы, составляющие этот комплекс.

Например, достаем корзинку с детскими игрушками и даем задания:

  • назвать из них каждую игрушку;

  • выбрать из всех только машинки или только зверушек;

  • конкретизировать увиденное, посмотрев, какие яблоки лежат на столе (например, показать при этом несколько зеленых яблок или несколько яблок поменьше).

Работая по рисунку с изображением птиц, полезно учить детей называть одним словом пернатых, входящих в каждую из групп.

Например:

  • маленькие птички и большая птица;

  • синицы и дятел.

В дальнейших упражнениях особое внимание нужно уделить осознанию малышом слов «каждый», «все», «некоторые» и практическому использованию ребенком этих понятий в речи.

В каком возрасте ребенок должен уметь оперировать числами?

Математический склад ума ребенка не влияет на то, в каком возрасте он овладеет счетом.

Как правило, все дети овладевают счетом рано или поздно, и происходит это в возрасте от трех до шести лет:

  1. В 4 года ребенка можно познакомить с образованием чисел первой пятерки. В этом возрасте детишки легко осваивают прямой количественный счет до пяти, а некоторые и до десяти.

  2. В возрасте 5-6 лет дошколята знакомятся с принципами образования натурального ряда чисел:

    • у каждого числа свое стабильное и постоянное место;

    • каждое последующее число получается методом прибавления единицы к данному, а предыдущее – путем вычитания единицы из данного.

  3. На 7-ом году старшие дошколята могут сосчитывать предметы группами: двойками, тройками, пятерками.

Учимся складывать и вычитать

Объединяя с детьми две группы предметов (например, синие и красные шарики), будем создавать основу для рассмотрения сложения чисел.

Основой для вычитания чисел послужит знакомство со случаями, когда нужно из данной группы убрать часть предметов (из связки красных и синих шариков синие улетели).

Будем выполнять упражнения:

  • сначала с предметами: игрушками, фишками, наборами геометрических фигур.

  • используем рисование разноцветных колец для обозначения разных множеств и с их помощью объясняем смысл действия сложения: слагать – значит объединять все предметы и одного множества, и другого одним общим кольцом.

Как научить быстро считать?

Быстрому счету поможет разучивание с малышом считалок из детских книжек, чтобы он непроизвольно запоминал, как числа последовательно идут друг за другом. Например, «Скакалочка» О. Дриз.

Не следует форсировать события и забегать далеко вперед, обучая карапуза счету до 100 и даже до 1000. Он должен твердо усвоить последовательность чисел первого, а затем второго десятка, и уметь называть числа как по порядку, начиная с любого числа, так и в обратном порядке.

Например:

  • посчитать от 3 до 8;

  • посчитать от 7 до 2.

Чтобы ребенок научился быстро прибавлять и вычитать любые числа до десяти, он должен усвоить и твердо знать состав чисел в пределах 10, что достигается серией упражнений и игр типа:

  • «Засели домик», в которой представлены все случаи состава чисел от 1 до 10.

  • «Математическая горка», в которой одним цветом выделены слагаемые, дающие в сумме наибольшее число в этом ряду (в нижнем ряду это 10, в следующем 9, затем 8 и далее до 2; на вершине елки будет 1).

  • Задачи в стихах, тексты которых можно придумывать самим, а можно воспользоваться публикацией «Веселые задачи», авторы которой – А. П. Тонких, Д. А. Стогова, С. В. Голощапова.

Знакомство с десятком как новой счетной единицей

Высыпаем из коробки все счетные палочки на стол и ведем беседу с ребенком:

  • Как, умея считать только до 10, сосчитать, сколько всего палочек в коробке? (Считать по 10) Можно сказать «10 палочек», а можно – «один десяток». Свяжем резиночкой 10 палочек, и это будет новая счетная единица – десяток.

  • Что в жизни считают десятками? (Яйца, пуговицы, кнопки, тарелки и другие предметы)

Задание с полосой, разделенной на отдельные клеточки:

  • Обведи 10 клеточек.

  • Нарисуй еще точно такую же полоску.

  • Сколько всего десятков мы обвели? (2)

Объяснение взрослого: два десятка называются «двадцать». «Дцать» – сокращение, обозначает десять. Так принято для удобства и быстроты произношения.

Посчитаем десятки, для этого подготовим пучки палочек, связанных по 10. Под пучками (десятками) кладем карточки с цифрой, соответствующей количеству десятков.

Объяснение взрослого:

  • Это двузначные числа записаны с помощью двух значков (цифр).

  • Первая цифра в записи числа (смотрим слева направо, как и записываем) указывает на количество десятков в числе.

  • Вторая цифра везде «0», который говорит о том, что в числе отсутствуют отдельные от десятка единицы.

Как обучить обратному счету?

После усвоения последовательности чисел от 1 до 10 важно научить его пользоваться осмысленно этими знаниями, отвечая на вопрос: сколько или который по счету. В этом случае малыш обязан сопоставить называемое числительное с предметом так, чтобы ничего не пропустить и не назвать ничего лишнего.

Взрослый должен понятно донести до подопечного тот факт, что число, которое будет названо при счете предметов последним, и будет ответом на вопрос «Сколько?».

Отрабатываем этот момент на наглядном материале. Кладем на стол перед юным исследователем в один ряд несколько карточек с треугольниками, пусть он их пересчитает.

Следующий ряд: выкладываем под каждым треугольником по одному квадрату, еще ниже – по одному овалу:

  • Необходимо подвести обучаемого к выводу: пересчитав предметы в верхнем ряду, можно с уверенностью сказать, сколько их в среднем или нижнем рядах, не сосчитывая. Так как их столько же, сколько и в верхнем.

  • Важно, чтобы ребенок четко осознавал: количественный счет можно осуществлять, начиная с любого предмета в любой последовательности и в любом направлении.

Каждый раз после пересчета предметов нужно спрашивать "сколько?":

  • вначале пересчитываем однотипные предметы: кнопки, скрепки;

  • затем (на прогулке) разнотипные: сколько цветов на клумбе (астр, тюльпанов, пионов)?

  • далее присчитываем по одному, затем отсчитываем по одному;

  • потом считаем равными группами по 2 (парами), по 5 (пятками), по 3,4.

Счет в обратном порядке несколько труднее, поэтому начинать можно с отсчета конкретных предметов, а потом переходить к отвлеченному обратному счету.

Пример:

  • Сосчитаем машинки. Сколько их всего? (Всего 6 машинок)

  • Уберем одну в коробку. Сколько осталось? (Осталось 5 машинок)

  • Уберем еще одну машинку. Сколько осталось теперь?

Обратный счет не вызовет затруднений у малыша, если он усвоил на практике прямой счет. Хорошую помощь окажет:

  • Игра «Лесенка из кубиков», в которой любимая ребенком игрушка из «киндер-сюрприза» поднимается по горке-лесенке, считая ступеньки от 1 до 10, а потом спускается по ним же с обратным счетом от 10 до 1.

  • Волк из м/ф «Ну, погоди! », посчитаем вместе с ним в обратном порядке от 10 до 1.

Изучение прямого и обратного счета необходимо сопровождать заданиями по пересчету предметов в прямом и обратном порядке, используя для этого любую бытовую ситуацию:

  • Разложи столовые приборы для всех членов семьи к обеду. Сколько ложек ты положил? Сколько вилок сейчас на столе?

  • Положи на свою полку в шкафу 2 футболки, 3 майки и 4 носовых платка. Сосчитай, сколько всего предметов на твоей полке в шкафу.

  • Сколько шоколадных шишек осталось висеть на елке?

  • Сколько кубиков сахара в сахарнице?

Можно составить футбольную команду из зверушек, имеющихся в коллекции игрушек крохи, и прикрепить им номера от 1 до 9. Попросить ребенка назвать:

  • Кто стоит не на своем месте (если есть ошибки в построении шеренги).

  • Найти место каждого футболиста (если они хаотично разбросаны по полю).

  • Соседей числа 5, 8.

  • Между какими числами находится число 3, 7.

Когда учим малыша порядковому счету и знакомим с порядковым значением чисел, важно наглядно продемонстрировать, что порядковый номер предмета зависит от того, в каком направлении ведется счет.

Удачной будет демонстрация с использованием поезда, где нумерация вагонов может быть то от «головы» (от паровоза), то от «хвоста».

Нужно обратить серьезное внимание на то, как ребенок образует форму среднего рода порядковых числительных (именно здесь нередки ошибки в детской речи).

Как правильно закрепить пройденный материал?

Чтобы пройденное с малышом нашло в его душе и уме отклик, нужно приложить терпение, такт, фантазию и собственную заинтересованность в общении с крохой. Важно не переборщить и давать материал посильными дозами, доступными именно данному обучаемому.

Нельзя зубрить материал и повторять одно и то же несколько занятий подряд: знания должны перевариться в подсознании дитя, и тогда они станут его достоянием.

Нужно помнить, что дети умеют (в отличие от взрослых) удивляться обычным вещам, поэтому повторять и закреплять то, чему вы учите ребенка, можно без напряжения, обращаясь к тому, что окружает маленького человека.

Тренировки при закреплении материала обязательны, потому что они способствуют системности в занятиях и выработке интереса и уважения к умственному труду.

В следующем видео смотрите примеры для обучения ребенка считать числа в пределах 10.

Комментарии
Автор комментария
Новости: