Особенности мнемотехники при обучении дошкольников

Содержание

Для детей дошкольного возраста одним из наиболее важных приоритетов является познавательно-речевое развитие. От уровня, который ребёнок успеет освоить до школы, будет напрямую зависеть успешность его дальнейшего обучения. На данный момент в ДОУ активно применяется мнемотехника для дошкольников.

В статье будет описана суть этой системы, её методы и приёмы.

Что это такое?

Эта развивающая технология получила своё название от древнегреческой богини Мнемозины, которую считали покровительницей памяти и интеллекта. В зависимости от сложности, упражнения рассчитаны для детей 3-4 лет, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. На сегодняшний момент существуют модификации данной обучающей системы, которые могут применяться и для взрослых людей.

Мнемотехника успешно используется для развития речи, памяти и познавательных процессов в детском саду. В логопедии мнемотехнику применяют, чтобы ускорить развитие связной речи у детей, а также сгладить её дефекты.

Воспитатели, учителя и педагоги, используя методы мнемотехники, способствуют решению многих задач в обучении и развитии дошкольников и учащихся:

  • улучшение навыков самоконтроля, повышение усидчивости и степени концентрации ребёнка на задании;
  • эффективное развитие процессов запоминания, а также внимания, логического мышления и речевых навыков;
  • достижение постановки речи, коррекция различных её дефектов;
  • тренировка навыков обобщения информации;
  • развитие творческого мышления у детей;
  • обучение навыкам формулировки устного ответа.

Осваивая на занятиях упражнения из данной методики, дошкольники учатся запоминать стихи и небольшие рассказы, а также самостоятельно составлять простые предложения и небольшие тексты. Дети с увлечением окунаются в творческий процесс, путешествуют по сказкам, знакомясь с яркими персонажами в иллюстрациях.

Такая технология позволяет заинтересовать ребёнка, поэтому занятие проходит для него легко и интересно.

В детских садах дети осваивают мнемотехнику, посещая кружок или занятия в подготовительной группе. Нередко проект развивающей программы дошкольного учреждения включает в себя занятия по методике во всех возрастных группах детского сада.

Принципы и методы мнемотехники

Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка. На занятиях применяются яркие увлекательные картинки, что очень важно для малыша и дошкольника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они лучше всего запоминают то, что привлекает их визуально.

Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги. Дело в том, что картинка в телевизоре активировала непроизвольное внимание малыша. Благодаря этому он смог неосознанно сконцентрироваться на том материале, который был подан с экрана при помощи ярких образов.

Того же эффекта для лучшего запоминания и удержания внимания во время занятий можно достигнуть при помощи красочных увлекательных картинок. Не зря ими сопровождается практически вся детская литература. Именно визуальные образы и лежат в основе приёмов и упражнений, которые применяются на различных этапах методики.

  • На начальном уровне происходит освоение упражнений с использованием так называемых мнемоквадратов. Такие задания наиболее актуальны для детей младшего дошкольного возраста. Малышу демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.
  • Следующей ступенью мнемотехники являются дорожки с изображениями. Таблицы различной длины демонстрируют последовательность слов для составления несложных предложений. Для начала достаточно 4–5 картинок. Определив название предметов или явлений, изображённых на них, малыш сам формулирует фразу, логически связав понятия. По мере освоения число рисунков в дорожке постепенно увеличивается.
  • Наиболее продвинутым и сложным этапом является работа с мнемотаблицами. Это уже целые блоки изображений. При этом отдельный рисунок представляет собой целую законченную фразу. То есть по всей таблице ребёнку необходимо составить небольшой рассказ из нескольких предложений.

В начале освоения данного этапа методики дошкольникам предлагаются готовые таблицы с рисунками. В случае успешной формулировки рассказа по картинкам, задание усложняется. Педагог предлагает детям уже самим сочинить короткую историю, изобразив последовательно этапы её развития в секторах таблицы.

Кроме познавательных функций, использование методики эффективно развивает фантазию, творчество, рисовальные навыки и мелкую моторику.

Правила проведения занятий

  • Даже если у ребёнка высокие показатели интеллектуального развития, при знакомстве с методикой нужно начать с первого уровня, то есть с мнемоквадратов. Далее, по факту уверенного освоения работы с заданиями, педагог может переходить к дорожкам, а потом и к мнемотаблицам.
  • Картинки на учебном материале должны быть цветными и яркими. Задачей методики является захватить внимание и интерес малыша для эффективного освоения упражнений.
  • Выполнение заданий следует проводить в игровой форме. Если малыш явно не настроен на занятие, не следует его заставлять. Задания мнемотехники рассчитаны на творческое мышление и живой интерес ребёнка. В противном случае эффекта от выполнения практически не будет.
  • Воспитателям, педагогам и логопедам следует фиксировать пройденный материал и результаты каждого занятия с группой или отдельным ребёнком.
  • При работе с наиболее сложным материалом, мнемотаблицами, не загружайте ребёнка чрезмерно. Для одного занятия достаточно 1–2 упражнений.
  • Очень нежелательно, чтобы мнемоквадраты, дорожки или мнемотаблицы повторялись. Это существенно снизит интерес детей к занятиям.
  • При работе с мнемотаблицами наиболее успешным учащимся можно дать задание сочинить небольшой стишок. Для этого необходимо составить блоки картинок из рифмующихся слов и словосочетаний.

Рекомендуется проводить занятия по мнемотехнике индивидуально или в мини-группах по 2–3 человека.

Упражнения для дошкольников

  • Сочинение предложения. Малышу предлагается дорожка из 3–5 картинок. Сначала ребёнка просят назвать, что изображено на каждой из них.

Если ребёнок неверно обозначил предмет или явление, помогите ему наводящими вопросами.

После того как малыш определил то, что изображено на каждой картинке, ему предлагается придумать мини-историю с этими предметами из одной простой фразы. Например, представлены изображения птиц, гнезда, дерева. Ответом будет: «Птицы вьют гнёзда на деревьях». Усложнённым вариантом являются абстрактные изображения явлений или понятий.

  • Чтобы ребёнку было проще запомнить стишок, с ним можно составить свою мнемотаблицу. Начитывая ребёнку текст, попросите его нарисовать то, что он при этом представляет. Качество рисунка не имеет в этом случае особого значения, он может быть схематичным. Главное, чтобы малыш сам запомнил, какие слова или фразы обозначил изображёнными символами.
  • Для развития логики и функции обобщения хорошо подходит следующее задание. Ребёнку предлагаются отдельные изображения из различных областей: животные, люди, еда, растения и т. п. Малышу ставится задача отобрать картинки по определённому признаку. Например, выбрать только цветы или только съедобное. Чем уже и конкретнее область отбора, тем более сложный уровень выделения признаков будет осваиваться.
  • Составление фраз и рассказа из отдельных карточек, предложенных ребёнку в перемешанном виде. Для начала можно попробовать собрать последовательность какого-либо понятного и известного ребёнку действия. Например, мытья рук. Тематические картинки малыш должен разложить от начала и до конца в правильном порядке.
  • Аналогичным образом ребёнку предлагают пересказать сказку, используя сцены и образы из знакомого ему произведения. На первых этапах лучше брать очень короткие истории. Задачей учащегося является разместить изображения согласно событиям, происходящим в заданной сказке. Обязательно попросите ребёнка пересказать то, что он выложил с помощью цветных карточек.
  • Зачитайте ребёнку небольшое предложение и попросите малыша изобразить его при помощи нескольких картинок так, как он считает нужным. Затем перемешайте его изображения и дайте задание восстановить последовательность, а затем повторить фразу, зачитанную ему в начале упражнения. По мере усложнения можно зачитывать 3–4 предложения, а далее и небольшие рассказы.

Следующее видео наглядно демонстрирует пример занятия с детьми по данной методике.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.