Развивающие занятия для детей 2 лет

Проживая в окружении социума, дети буквально обречены на развитие, но если пустить его на самотек, процесс может очень сильно затянуться или вообще пойти по неправильному пути. Современный мир требует от ребенка максимально быстрого развития и усвоения огромного количества информации и навыков, поэтому направлять его просто необходимо.

Многие родители оставляют эту задачу на откуп воспитателям в яслях и детских садах, однако, они и сами могли бы взять на себя часть поставленной задачи. Совершенно очевидно, что ребенок будет развиваться быстрее, если заниматься этим и в детском саду, и дома, а не только в детском саду, поэтому родителям стоит больше внимания обращать на способы развития своего малыша.

Задачи по развитию в этом возрасте

Определяться с задачами по развитию можно, исключительно отталкиваясь от уже имеющихся навыков и умений. В два года ребенок уже радикально отличается от новорожденного, но при этом каждый малыш индивидуален, так что гарантировать достижение определенного уровня нельзя. При этом можно выделить некие общие направления, куда следует направить педагогические усилия как детсадовских воспитателей, так и самих родителей:

  • Речь. Двухлетний малыш наверняка уже способен говорить некоторые отдельные слова, но кто-то этим и ограничивается, тогда как другие уже даже способны доносить некоторые простые мысли, вроде желания покушать. В любом случае текущего уровня совершенно недостаточно, чтобы полноценно влиться в общество или хотя бы пойти в первый класс, поэтому очень важно научить ребенка говорить – хотя бы для того, чтобы самому его понимать.
  • Общая и мелкая моторика. В два года дети уже могут самостоятельно ходить и бегать, а также держать в руках любые достаточно легкие предметы, и все же ловкости у них практически нет. Их движения выглядят неуверенными, они способны постоянно ронять из рук вещи, а любая задача, требующая высокой точности и аккуратности, для них окажется невыполнимой. Улучшение моторики необходимо и для большего удобства ребенка, и для его безопасности.
  • Внимание. Сознание двухлетнего карапуза отличается рассеянностью – обычно он не интересуется тем, что не привлекает внимания само по себе. Тем не менее умение концентрироваться является очень полезным как для учебы, так и для многих видов работы в далеком будущем.
  • Абстрактное мышление и фантазия. Представьте себе на секунду, что вы совершенно лишены воображения – то есть, даже не можете визуально вообразить хорошо знакомый предмет, если не видите его в данный момент. Многого добился бы такой человек? А ведь для двухлетних детей именно такая характеристика во многом актуальна – точнее, у них просто нет большого количества знакомых предметов, они всего лишь начинают изучать этот мир.

В дальнейшем хорошее развитие названных качеств позволит добиться высокого уровня изобретательности и способности выдумывать нечто совершенно новое.

  • Творческое. Успехи ребенка на творческом поприще позволяют ему самоутвердиться, повысить собственную самооценку, а то и найти новые знакомства. При этом не обязательно становиться выдающимся мастером, ведь творчество может быть не только профессией или смыслом жизни, но и просто приятным времяпровождением. Даже если лично вы считаете творчество пустой тратой времени и сил, обратите внимание, что оно отлично развивает ту же память и моторику.
  • Социальное развитие. Чрезмерная стеснительность в современном мире является недостатком, но и неуместная самоуверенность тоже плюсом не будет. Ребенок должен уметь вести себя в обществе, понимать общепризнанные правила и не нарушать их, быть вежливым и не оскорблять других людей. Уже в два-три года это даст результат в виде первых детсадовских друзей, ну а во взрослой жизни умение располагать к себе незнакомых людей может стать по-настоящему бесценным.

Вспомогательные материалы

Совершенно очевидно, что самостоятельно придумать целый комплекс упражнений для развития двухлетнего ребенка могут разве что гениальные родители, поэтому приходится опираться на целый ряд вспомогательных материалов, которые, к счастью, существуют в огромном разнообразии:

  • В первую очередь, помочь в развитии ребенка могут книги. Преимущественно такие издания рассчитаны на родителей, ведь двухлетние малыши априори не умеют читать; в них могут быть подробно расписаны популярные программы развития, например, методики Монтессори, которыми уже более века пользуются профессиональные педагоги и воспитательные центры по всему миру.

Если книга содержит еще и картинки, то она все же может представлять непосредственный интерес для малыша – некоторые специалисты утверждают, что можно уже в таком возрасте начинать учить ребенка считать, показывая ему картинки с цифровым обозначением количества предметов на них.

  • Альтернативой книгам в наш технологичный век могут выступить передачи, которые сейчас можно отыскать в интернете или приобрести на диске. Они могут более наглядно показать задания и упражнения, которые помогли бы ребенку достичь лучших успехов в собственном развитии. В некотором смысле, даже обыкновенные мультфильмы со сказочным сюжетом могут выполнять такую функцию, хотя педагогическая роль, конечно же, отличается в каждом случае.
  • Вспомогательные материалы могут выпускаться в виде целого набора различных средств, полностью раскрывающего определенную программу. В частности, с возраста в два года уже допустимо использование развивающих настольных игр, куда могут входить карточки и фишки, а также книги, описывающие педагогический эффект набора, и мультимедийная составляющая в виде диска.

Компьютер, кстати, может стать отличным вспомогательным средством не только благодаря возможности воспроизводить видео, но и как способ запускать электронные развивающие игры.

  • Творческие упражнения также способны принести огромную пользу. Классический и всем знакомый вариант – стихи, разучиваемые в детских садах. Они отлично развивают детскую память, а главное – заставляют ребенка многократно проговаривать заученные слова, улучшая произношение; точно такой же эффект дают и детские песенки. Все это можно купить в виде книги-сборника, или же найти поштучно в интернете.
  • Раскраски и поделки способствуют, в первую очередь, улучшению мелкой моторики ребенка – благодаря им он научится намного лучше владеть своими пальчиками и выполнять любую тонкую работу. Кроме того, выполнение подобных задач очень способствует развитию воображения, которое может сделать из малыша выдающегося инженера или писателя.
  • Танцы также отлично развивают моторику, но теперь уже скорее крупную. Они позволяют ребенку обрести уверенность в своих движениях, а в идеале даже делают их грациозными и красивыми. В наши дни производители выпускают специальные танцевальные коврики, которые стимулируют малыша двигаться не хаотично, а в строго заданном направлении.

Детские психологи прекрасно понимают, что ребенок пока не осознает полезности достижения поставленных целей, поэтому будет сопротивляться попыткам развития со стороны, если только его не заинтересовать. Сделать это можно, лишь придав процессу игровую форму, поэтому все представленные решения выглядят как игры, но обязательно несут в себе глубокий развивающий подтекст.

Следует отметить, что ни одно из названных средств детьми не воспринимается как рутина.

Занятия по развитию

Целенаправленные усилия по развитию ребенка дадут куда более весомый результат, нежели спонтанно возникающие ситуации, требующие от малыша определенного саморазвития. Дети выглядят куда более развитыми у тех родителей, которые отдают себе отчет в собственной ответственности за развитие малыша, и основательно подошли к изучению соответствующих педагогических методик. Существуют сотни способов улучшить основные навыки двухлетнего ребенка, мы же вкратце рассмотрим только наиболее популярные, которые должны быть в арсенале всех молодых родителей.

Речь

Для развития речи очень важно заставить ребенка регулярно говорить. Практика показывает, что дети, воспитываемые в домашних условиях, не слишком активно используют речь, ограничиваясь минимальными потребностями – попросить кушать, включить мультфильм и так далее. Некоторые вообще ограничиваются только плачем, а уж о полноценном расширении словарного запаса речь и вовсе не идет.

Обычно разговорную активность ребенка стимулируют при помощи изучения детских стишков и песенок. Малышу это интересно благодаря сказочности сюжета, а также из-за нескрываемого одобрения взрослых, восхищающихся каждому новому выученному произведению; вполне конкретным вознаграждением за успехи могут послужить и сладости.

В результате ребенок как минимум станет говорить внятнее, как максимум – выучит несколько новых слов и будет активнее использовать речь для общения. В целом же можно ничего не выдумывать, а просто побольше общаться с ребенком, задавая ему различные вопросы. Даже если ответ будет односложным, это все равно поспособствует достижению желаемого результата.

Внимание

Развитию внимания способствуют простые игры, которые вообще не требуют никаких дополнительных покупок и доступны абсолютно в любой ситуации. Простейший пример: подойдите с ребенком к окну и попросите его найти и показать зеленую машину. Или пусть найдет какую-нибудь деталь, изображенную на рисунке. Можно параллельно развивать и ассоциативное мышление, попросив ребенка отыскать не конкретный предмет, а любые предметы, обладающие общим качеством – одинаковым цветом, формой или любой другой характеристикой.

Игру подобного типа можно и купить – скорее всего, в ней будут карточки разного цвета, формы и узора, а задачей маленького игрока будет поиск карточек с определенными качествами.

Общая и мелкая моторика

Для развития общей и мелкой моторики хорошо подходят различные творческие задания. В частности, для развития пальцев огромную пользу приносят лепка из пластилина и рисование, а также поделки и пазлы. В таком возрасте малыш вряд ли слепит или нарисует нечто стоящее внимания, однако, смысл – не в создании шедевра, а в приобретении уверенности движений, так что даже банальное разминание кусочка пластилина принесет пользу.

Хорошим продуктивным решением станет также соединение точек линиями для получения настоящего рисунка.

Можно даже просто научить ребенка чему-то полезному, например, мыть руки под краном. Для развития крупной моторики хорошо подходят любые активные двигательные упражнения – как танцы, так и игры на свежем воздухе.

Абстрактное мышление

Понятие абстрактного мышления может показаться слишком сложным для детей в возрасте двух лет, но на данном этапе под ним подразумевается простое изучение свойств предметов. Малыш пока слабо ориентируется в различении мягких и твердых предметов, их количества, цвета и так далее.

Для усовершенствования понимания всех этих вещей хорошо подошел бы большой бизиборд – доска с прикрепленными образцами различных механизмов и материалов. При этом обязательно нужно проговаривать малышу названия определенных характеристик, а затем просить его указать только мягкие предметы или только твердые, или большие, или холодные, или деревянные.

Очень важно научить ребенка различать предметы по форме, а еду – еще и по вкусу и запаху. Кроме того, малыш уже готов к тому, чтобы различать одинаковое и разное.

Творческое развитие

Творческое развитие пока не даст собственно творческих результатов, но зато поспособствует совершенствованию других полезных навыков. Творчество, будь то музыка или рисование, хорошо развивает память, потому что ребенку приходится держать в уме то, что он пытается воспроизвести. Оно также в целом стимулирует мыслительные процессы и воображение. Если творчество предполагает активное участие рук (например, рисование или лепка), то оно также способствует развитию мелкой моторики.

Социальное развитие

Социальное развитие ребенка заключается в том, чтобы научить его вести себя в обществе. В двухлетнем возрасте задачи ставятся минимальные – дать малышу понятие о приветствии, прощании, благодарности и вежливости в целом. Некоторые психологи рекомендуют уже на данном этапе давать ребенку играть в такие игры, где есть победители и проигравшие – чтобы он научился проигрывать достойно.

В целом же навыки общения в социуме лучше всего вырабатываются в широком кругу общения, поэтому здесь родители скорее дают общее направление, тогда как детали намного лучше расскажут в детском саду, где дети еще и получают отличную возможность закрепить усвоенное на практике.

Фантазия

Своевременное развитие фантазии очень поспособствует общему ускорению мышления и расширению кругозора. Лучше всего для выполнения поставленной задачи подойдут различные ролевые игры – те, где ребенок якобы оказывается на месте кого-то другого. Честно говоря, для двухлетнего возраста это, скорее всего, пока слишком сложно, но можно попробовать предложить малышу представить себя на месте сказочного героя, если это мальчик, принцессы или врача, если это девочка.

Для большей натуральности можно купить в магазине игрушечные атрибуты того, в чью роль попробует вжиться ребенок. Благодаря этому можно получить совершенно неожиданный итог: например, дети массово боятся врачей, но при этом любят играть с детскими медицинскими наборами, и по результатам таких игр страх перед медиками отступает!

Расширяем круг понятий и знакомимся с новым

Мир двухлетнего ребенка ограничен преимущественно его квартирой, в лучшем случае – дополнен еще детской площадкой и соседним парком. Это не позволяет ему узнать всех необходимых в жизни понятий, даже если взрослым они кажутся элементарными.

Помните, что нет практически ничего, что вы бы узнали совершенно самостоятельно, не со слов других людей, не из книг и телепередач, то есть практически всю информацию об окружающем мире вы получили от кого-то, так что теперь настало время поделиться ею с малышом.

Показывайте и объясняйте малышу буквально все вокруг. Расскажите, для каких целей служит каждая комната и каждый предмет мебели в доме. Сходите с ребенком в магазин и покажите ему, откуда берется вся та вкусная еда, которую он кушает каждый день. Прокатитесь с ребенком на автомобиле или общественном транспорте, погуляйте с ним где-нибудь далеко от дома и покажите то, чего он раньше не видел. Поведите маленького в зоопарк или покажите аквариум.

Расскажите, что такое семья, как она образовывается. Попробуйте объяснить, чем занимаются мама и папа, причем не обязательно в смысле профессий – можно даже просто на примере приготовления пищи, мытья посуды, уборки квартиры. Расскажите, какие вообще бывают профессии и зачем они нужны. Научите ребенка названиям различных частей тела.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок был вовлечен в тему, пытайтесь вести обоюдно интересный разговор, иначе малыш все забудет.

Не говорите абстракциями, найдите возможность наглядно показать детям то, о чем вы говорите – не на голубом экране, иначе они так и будут потом это воспринимать, а либо в настоящем исполнении, либо хотя бы в игрушечном.

Не стоит рассчитывать, что маленький слушатель мгновенно вникнет в суть дела, вам наверняка придется неоднократно повторить ему то, что вы раньше уже говорили, но он в любом случае запомнит какие-то новые слова, расширит свой кругозор, и со временем станет использовать все эти знания для построения вполне осмысленного разговора.

Примерный план на неделю

Родители, особенно рьяно подходящие к развитию своего ребенка, стремятся составить план упражнений на неделю, что во многом правильно. Это поможет не перегружать малыша, развивая его равномерно, без перекосов в сторону какого-то одного качества, а также гарантирует, что вы полностью обеспечиваете развитие ребенка. При этом следует учитывать характер и темперамент малыша, а также его сильные и слабые стороны.

Ни в коем случае нельзя воспринимать однажды составленный вами или кем-то другим план как константу – внимательно следите за процессом и оценивайте результаты, чтобы оперативно подкорректировать расписание.

Направляя развитие ребенка, не загоняйте его в слишком жесткие рамки – иногда маленький будет хотеть поиграть не в то, во что предлагаете вы, а во что-нибудь другое, и такая возможность у него также должна быть.

При составлении плана особенно следите за тем, чтобы нагрузка в разные дни была приблизительно одинаковой по объему. Тщательно подбирайте разнообразные задания – например, познавать окружающий мир можно и нужно каждый день, но придумайте как минимум 5-7 разных способов делать это, и не начинайте круг заново, пока не пройдете его полностью.

Советы

Есть несколько простых советов, несоблюдение которых может полностью перечеркнуть ожидаемый положительный эффект от занятий. Обязательно придерживайтесь этих правил:

  • Знания всегда усваиваются лучше, если обучаемый сам в этом заинтересован, а не их впихивают в него силой. Двухлетнему малышу обучение интересно лишь как игра, поэтому найдите способ его заинтересовать. Если же ребенок вообще не проявляет интереса к игре, в данный момент или в принципе, даже не думайте его заставлять – сделаете только хуже.
  • На самом деле, в таком возрасте занятиям посвящается совсем немного времени, потому что концентрация внимания у ребенка достигается на протяжении не более нескольких минут, после чего задание нужно менять. Тем не менее не подгоняйте малыша и не выполняйте задание за него – он должен научиться сам.
  • То, что у настолько маленького ребенка не получается задание, кажущееся вам элементарным – это нормально, и ругать его за это, как и за нежелание заниматься, категорически запрещено, иначе у него выработается отвращение к данному занятию.

Совсем другое дело – успех: его обязательно надо отметить похвалой, ведь она станет хорошим стимулом для дальнейших достижений.

Интересные развивающие занятия для детей с 2-х лет смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария