Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей не только полезны, но и очень интересны для них. Как правило, они проходят в виде игры, в которую ребята включаются с огромным удовольствием. Для родителей же это не только совместное времяпрепровождение с ребенком, но и помощь ему в развитии и познании нового.

Важность развивающих занятий

О том, как важно развивать своего малыша с самого раннего возраста, знают практически все родители. Ведь правильное его развитие – это успешный старт в дальнейшей жизни.

В этом нелегком деле не стоит надеяться только на детский сад, взрослым следует заниматься с крохой и дома.

Мамы и папы стараются сделать все для того, чтобы их ребенок вырос умным, успешным и целеустремленным человеком, который умеет добиваться поставленных перед собой целей. И они делают очень правильно, ведь наибольшую способность усваивать новое головной мозг имеет в период с момента появления на свет и до 6 лет. Именно в этом возрасте малыш сможет запомнить наибольшее количество новой для него информации.

Дома

Преимуществ занятий с ребенком дома множество:

  • График можно подстроить под своего малыша, ориентируясь на то время, в которое он способен заниматься. Вы легко можете учитывать темперамент, интересы, режим дня вашего чада.
  • Занимаясь с малышом дома, вы можете использовать какие-то свои стишки, речевки или другие ритуалы, которые будут эмоционально настраивать ребенка на занятие.
  • Как правило, дома всегда находится под рукой все необходимое для занятий, ведь для них нужны не только бумага и карандаши. Вы можете использовать игрушки и мебель, сделать пособия из подручных материалов. Ваш малыш сам сможет подсказать вам, как использовать то, что ему наиболее интересно.
  • Занятия с крохой дома – это бюджетный вариант. Вам не нужно при этом тратить огромные деньги на посещение развивающих центров.
  • Время, которое вы проведете со своим ребенком вместе – бесценно. Все его успехи, новые знания и умения – это будет результатом вашего непростого труда.

Все эти преимущества занятий дома, несомненно, являются очень важными. Однако развивающие занятия с детьми проводятся еще и в детском саду.

В саду

Целью занятий в саду является возможность педагогов передать свои знания, умения и навыки детям. И они должны выполнять три задачи: образовательную, воспитательную и развивающую.

Все занятия построены согласно программе ДОУ, которая определяется руководством и имеет конкретную структуру. Это является отличием от занятий дома, где вы в свободной форме проводите свое время и учитываете желание ребенка заниматься в определенный момент.

Важным моментом в организации занятий в саду является то, что проводит их профессионал.

Педагог учитывает все психологические и возрастные особенности ребенка определенного возраста и сможет предоставить ему информацию в том виде, в котором малыш способен ее принять.

Занятия построены с учетом того, что должен знать и уметь ребенок определенного возраста. Педагоги стараются максимально проработать весь необходимый материал для того, чтобы каждый ребенок в группе смог его усвоить.

В детском саду дети могут получить такие навыки, которые не всегда бывают проработаны родителями дома. Например, навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Ребята учатся работать в коллективе, что в домашних условиях практически невыполнимо.

Занятия с ребенком до года

Раннее развитие детей в настоящее время стало очень популярно. Его начинают уже в первые месяцы жизни. Существует множество разных методик, по которым можно заниматься с детками с рождения. Родителям следует познакомиться с ними, но совсем не нужно строго следовать только какой-то одной. Вы можете выбрать из них только то, что приходится по душе вам и подходит вашему крохе.

Дети в возрасте до года обычно ориентируются на чувства, но заниматься и научить их чему-то вполне возможно. Занятия в этом возрасте способствуют психомоторному развитию. Оно оказывает помощь вашему чаду в физическом и интеллектуальном развитии.

Чтобы занятия принесли пользу, не следует перегружать ими малыша. Не проводите длительные по времени занятия и не требуйте продолжения, если кроха отказывается.

Ваше фанатичное желание дать детям глубокие знания может быть для них опасным. Не следует забывать об этом. Рассмотрим примеры занятий с малышом до года.

Изучение букв и цифр

Вам потребуется сшить из фактурного и яркого материала (подойдут фетр, бархат, махровая ткань) большие цифры и буквы, размер которых – приблизительно с ладошку взрослого. Они должны получиться в форме подушек, имеющих различные наполнители: крупы (манка, рис, фасоль), вата, бумага, опилки, шарики из пенопласта.

Предлагайте ребенку по одной букве или цифре, постоянно четко проговаривая ее название. Малыш будет знакомиться со счетом и алфавитом, будут развиваться мелкая моторика рук и восприятие различных цветов (при ощупывании этих букв).

Заниматься можно начинать уже с первых месяцев жизни. Поначалу вы можете вкладывать учебный материал в ручку крохи несколько раз в течение дня. Когда малыш подрастет, то можно выкладывать его на коврик, раскладывая возле него подушечки. Это послужит стимулом и для физического развития крохи. Чтобы он смог достать понравившуюся букву, будет необходимо до нее дотянуться – или даже подползти к ней.

Игра с манной крупой

Для проведения этого занятия вам не нужно ничего готовить специально. Необходимо просто посадить кроху на пол и поставить перед ним поднос или расстелить клеенку. Теперь ровно насыпьте манную крупу, и пусть малыш начинает рисовать пальчиками. Он может рисовать, ощупывать ее, пересыпать из ручки на поднос – и даже попробовать на вкус.

Карточки методики Глена Домана

Занятия с карточками не нужно начинать прямо с рождения, стоит дождаться 9-ти или 10-ти месяцев. Суть методики в том, что ребенку показывают карточки с разными конкретными изображениями (лучше одной группы – например, домашние животные, дикие животные, посуда, мебель и так далее), буквами, цифрами, четко проговаривая название каждой из них.

Демонстрация одной карточки должна занимать несколько секунд. Когда вы покажете малышу все карточки, предложите ему поиграть в подвижные игры, уделяя внимание физическому развитию. Заниматься можно несколько раз в течение дня.

Рисование по методике Марии Гмошинской

Для начала занятий по этому методу требуется умение ребенка хорошо сидеть. Для создания шедевра можно пользоваться пальчиками, ладошками и даже ступнями крохи. Вам будет необходим большой ватман или рулон старых обоев, а также яркие безопасные краски (лучше покупать такие, которые не нужно разводить водой), контейнеры для них, клеенка. Ее нужно будет подстелить, чтобы не испачкать пол.

Посадите малыша на расстеленную на полу клеенку, положите перед ним ватман и поставьте контейнеры с красками. Вам необходимо один раз показать ему, что необходимо делать. Подайте ему пример, обмакнув палец в краску и нарисовав что-то. Дальше кроха будет действовать самостоятельно.

Не пытайтесь учить ребенка рисовать, не требуйте от него повторять за вами. Дайте ему возможность воспроизвести то, что он желает.

Пусть он использует те части тела, которые хочет, выбирает цвета, понравившиеся ему больше всего. Такое рисование способствует творческому, сенсорному и психоэмоциональному развитию крохи и мелкой моторики руки.

Занятия на фитболе

Оказывают положительное воздействие на физическое развитие малыша, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют развитию ориентации в пространстве. Занятия можно проводить с трех месяцев.

Для начала попробуйте легкие покачивания на мяче, положив ребенка на живот. Можно выполнить такие же покачивания, положив кроху на спинку. В следующем упражнении вам будет необходимо положить дитя на мяч и слегка нажимать рукой на попу или животик – в зависимости от того, как он на нем лежит. Мячик должен начать пружинить.

Упражнение «Попрыгунчики» следует выполнять, зажав мяч между ног. Поставьте ребенка на мячик и, придерживая его за спинку, научите его прыгать на нем. Такие занятия обычно проходят очень весело и нравятся грудничкам. Можно проводить и много других упражнений.

Упражнения с различными мячиками

Для развития слуха подойдут мячики с различными колокольчиками внутри. Мячики с шипами стимулируют развитие мелкой моторики руки, а также с их помощью можно сделать легкий массаж ступней малыша. Тканевые мячи помогут сформировать хватательный навык.

Игры с бутылками

Для проведения такой игры наполните наполовину одну бутылку водой, а вторую – какой-либо крупой. Можно использовать рис, горох или гречку. Теперь плотно закройте пробки и дайте их малышу. Пусть он трясет их, переворачивает, делает все, что угодно. Такие игры способствуют развитию слуха, зрения, внимательности.

Используйте в играх с ребенком до года прищепки, музыкальные игрушки, пирамидки, кубики, погремушки. Все они оказывают положительное воздействие на развитие вашего чада.

Развивающие занятия для детей

С того момента, как ребенку исполняется 1 годик, уже можно начинать усложнять задания для него. Развивающие занятия должны быть направлены на развитие речи, слуха, зрения и памяти малыша, его способности мыслить логически, быть очень внимательным, знакомиться с окружающим миром, развивать мелкую моторику. Вы можете содействовать физическому и интеллектуальному развитию крохи.

От 1 года до 2 лет

Можно выделить следующие варианты.

Рисование с помощью пальчиков

Такой способ рисования подходит для еще совсем маленьких детей. Он оказывает помощь в развитии мелкой моторики, сенсорной чувствительности, художественного мышления, прививает любовь к изобразительному искусству. Годовалый малыш рисует на листе короткие линии, завитушки, ставит точки. Уже вполне можно начинать рисовать с ребенком настоящие картины. Например, нарисовав на листе картона синего цвета белые точки, вы получите вечерний снегопад.

Таким же образом можно нарисовать капли дождя, которые падают из тучки на землю, цветочки на зеленом поле, звезды на небе. Постепенно рисунки малыша станут сложнее, на них будут появляться домики, солнышко, растения, животные, семейные портреты. Важное правило: используйте только краски для пальчикового рисования, так как они не навредят малышу, даже если он решит попробовать их на вкус.

Кинетический и живой песок

В настоящее время такие игры становятся все популярнее. Кинетический и живой песок очень похожи по тактильному восприятию, однако цвет и состав у них разные. Оба вида песка являются безопасными и нетоксичными.

Кинетическим называют песок, который на 98% состоит из натурального песка, а 2% силикона являются связывающими его компонентами. Такой песок является влагоустойчивым, его можно мыть и хранить практически везде.

Живой песок отличается от кинетического составом и свойствами. Он состоит из ракушечника, эфирных масел и небольшого количества связывающих компонентов. Его необходимо беречь от влаги и прямых солнечных лучей. При попадании в воду он растворится. Обязательно хранить его в контейнере, не закрывая при этом крышку. Необходимо давать ему возможность «дышать».

Детям очень нравится возиться с песком, из него они лепят куличики и тортики для своих игрушек, строят крепости и разнообразные фигуры. В качестве песочницы используйте удобный для ребенка контейнер. Он должен быть достаточно широким и иметь довольно высокие бортики, чтобы вам не приходилось потом убирать его с пола в больших количествах.

Туннели

Для развивающих занятий можно использовать и бросовый материал. Для этой игры потребуются картонные трубочки от туалетной бумаги, шарики, которые будут свободно проходить в эти трубочки, и лист плотного картона.

Скрепите между собой трубочки и сделайте из них длинный туннель – с поворотами и зигзагами. Из двух листов плотного картона сделайте устойчивую стойку, к ней нужно будет прикрепить ваш туннель. А теперь попросите малыша опустить шарик в туннель сверху. Пусть он понаблюдает, как шарик появится снизу. Такой игрой можно надолго занять годовалого кроху.

Игры с бельевыми прищепками

Такие занятия отлично развивают мелкую моторику рук. Вариантов игр с ними можно придумать множество. Для начала нужно объяснить и показать малышу, как нужно держать, способы крепления к чему-либо. После этого можно начинать игру.

Можно предложить ребенку различные заготовки из картона и попросить его с помощью прищепок закончить образ. Например, это может быть силуэт ежика, к которому ребенок крепит иголки. Таким же образом можно сделать елочку, солнышко и много других интересных поделок.

Можно сделать легкий массаж для пальчиков малыша, прикрывая прищепки на его пальчиках. Соблюдайте осторожность, прищепки не должны причинять детям боль.

Можно предложить представить прищепку каким-либо животным, которое очень хочет кушать. Когда раскроется прищепка, животное будет открывать свой рот. Накормите вашу собачку, тигра или рыбку. В качестве корма используйте сухую фасоль, макароны, пуговицы или любые другие мелкие предметы. Внимательно смотрите за тем, чтобы малыш не потянул их в рот.

Штампы для рисования

В возрасте от года до двух лет уже можно показать ребенку, как создать шедевр с помощью штампов. Для их изготовления можно использовать самые разные предметы, овощи и фрукты.

Вы можете использовать для этих целей картофель, разрезав его пополам, морковь, катушки от ниток, фигурные крышечки от баночек – в выборе необходимого вам поможет ваша фантазия. Краски надо разбавить водой – до консистенции сметаны. Покажите малышу, как обмакивать штамп в краску и ставить печать на листе бумаги. Дети надолго увлекутся таким интересным занятием.

Аппликации

В годовалом возрасте можно начинать делать с малышом простейшие аппликации. Покажите малышу, как можно отрывать от салфетки маленькие кусочки и прикладывать их к листу картона, смазанному клеем. На картоне вы можете заранее нарисовать какой-либо предмет или животное. Наклеивайте салфетки на него.

Игры и рисование песком

Для этой игры смешайте песок и какую-либо крупу, можно взять рис или гречку. Постелите на пол клеенку и посадите на нее малыша. Поставьте перед ним поднос со смесью и покажите, как можно рисовать на нем.

В дальнейшем у крохи должна быть полная свобода действий. Он может рисовать, пересыпать, насыпать в формочки, брызгать водичкой. Такие игры хорошо развивают сенсорную чувствительность и помогают развивать мелкую моторику.

Бизиборд

Игрушка, которая очень нравится детям. Помогает в развитии мелкой моторики.

Песенки и игры по методике Железновых

С помощью этих музыкальных игр вы сможете развивать у малыша музыкальный слух, чувство ритма. Эти песенки оказывают хорошую помощь в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка, способствуют развитию речи. Они помогают вырабатывать уверенность в себе и способствуют формированию навыка моментально реагировать на ситуацию и слова, которые произносит взрослый.

Выбирая каждый день по 3-4 песенки для занятий, вы сможете порадовать и развеселить ваше чадо, при этом успешно развивая его.

От 2 до 3 лет

В возрасте 2-3 лет необходимо уделять большое внимание не только развитию интеллекта малютки, но и его физическому развитию. Занятия с малышом можно проводить не только дома, но и на прогулке. Не следует забывать о том, что всю информацию, которую вы хотите преподнести крохе, следует давать в форме игры.

Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он этого не хочет. Лучше продумайте, как провести развивающее занятие в игровой форме, которая будет интересна именно ему.

Чтобы разнообразить свою деятельность с детьми раннего возраста, вы уже можете начинать пробовать проводить комплексные занятия, которые подразумевают смену видов деятельности.

Развиваем мелкую моторику и сенсорную чувствительность

Очень полезны для этого игры с различными предметами. Это могут быть пуговицы, бусины, кнопки, молнии, мелкие камешки, ракушки, природный материал. Малыш может перебирать их, учиться нанизывать на нитку, застегивать и расстегивать, складывать в небольшую баночку. Сам ребенок сможет найти много разных вариантов игры со всеми этими сокровищами. В этом ему помогут:

  • Вкладыши и сортеры.
  • Игры с макаронами и крупами. Сортируем, пересыпаем из емкости в емкость, используем для поделок, складываем рассыпанное в какую-либо посуду с помощью ложки.
  • Песочница с кинетическим или живым песком.
  • Игры с различными конструкторами, пазлами, мозаикой.
  • Учимся готовить вместе с мамой несложные блюда – салаты, бутерброды, выпечка.
  • Пальчиковые игры и театр.

Развитие воображения с помощью творчества

Вы можете предложить своему ребенку:

  • Рисование – пальчиковое, акварельными красками, гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и ручками. Используйте нестандартные способы: кляксы, нитки, штампы, выдувание капель краски и прочее.
  • Поделки из пластилина или теста.
  • Поделки из природных или подручных материалов (крупы, макароны, шишки, гербарий, картонные коробки, газеты, ячейки от яиц и многое другое).
  • Аппликации из уже вырезанных фигур, кусочков цветной бумаги. Объемные аппликации из круп, макарон и ваты.
  • Уже можно начинать учить кроху вырезать ножницами по прямой линии, по линиям с плавным закруглением, пусть ребенок создает сложные фигуры. Необходимо это делать под строгим контролем взрослого. Следите за тем, чтобы ребенок учился соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.
  • Используйте шаблоны для рисования. В качестве них могут быть использованы и подручные средства – например, можно нарисовать круг с помощью стакана.

Физическое развитие, ловкость

Предложите следующие упражнения:

  • Ходьба с препятствиями в виде кривой дорожки, бревнышек, подъема и спуска с горки, различных кочек.
  • Бег – с препятствиями, по оговоренному маршруту. Салки, хвостики, догонялки.
  • Различные игры с мячом, подкидывание, забрасывание в цель, перекатывание.
  • Прыжки в различных играх (через препятствия).
  • Лазание по шведской стенке, лестницам, на уличных площадках, по дивану, по туннелям.
  • Занятия танцами хороводы.
  • Прятки, жмурки.
  • Веселые зарядки в игровой, стихотворной форме.
  • Велосипед, беговел, самокат.

Развитие речи, обучение чтению, счету

Сюда входят следующие занятия:

  • Изучаем буквы и цифры, ищем их в окружающей обстановке, на прогулке.
  • Считаем предметы, лесенки при спуске и подъеме, шаги. Учим соотносить число и цифру.
  • Разучивание детских стихотворений.
  • Предлагаем ребенку послушать рассказ, в котором есть ошибки. Его задача – с помощью наводящих вопросов по необходимости указать на нее и продолжить рассказ.
  • Загадки. Поиск предметов, подходящих под заданное описание.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов, прослушивание аудиосказок, просмотр диафильмов.

Сюжетно-ролевые игры

К ним относятся:

  • Игра «Дочки-матери», в которой ребенок учится ухаживать за кем-либо. В качестве объектов игры могут выступать куклы, мягкие игрушки, а у мальчиков – даже машинки.
  • Игры, связанные с определенными профессиями. Это может быть «Магазин», «Доктор», «Пожарный», «Парикмахер», «Полицейский» и прочие.
  • Игры с различными видами транспорта: «Автобус», «Гонки», перевозка грузов, «Специальные машины», «Гараж» и так далее.

Развитие памяти, логики, внимания

Это игры, направленные на запоминание основных цветов, форм, объемов:

  • Дидактические игры с карточками: найди лишний предмет, отличия, чего не хватает, что поменялось, у кого какой дом, найди пару, найди похожий предмет, кто чем питается.
  • Продолжаем простые последовательности из кубиков, бусинок.
  • Распределяем кубики по цвету, форме.
  • Начинаем учить малыша играть в домино, лото.
  • Пазлы и разрезные картинки.
  • Поиск в доме предметов определенной формы или цвета.

Знакомство с окружающим миром

В арсенал мамы должны входить следующие занятия:

  • Моя семья: родственные связи, поиск и узнавание на фото, рассказы о каждом члене семьи, различные виды общения – прямой контакт, телефон, видеозвонки.
  • Животные и их детеныши, где они живут, чем питаются, произносимые звуки, внешний вид. Использование различных источников информации – иллюстрации, презентации, фильмы, сказки.
  • Знакомимся с календарем, временами года и их признаками, рассказываем о различных погодных явлениях, просим малыша рассказать о том, какая погода на улице.

Начинаем вводить понятия «год», «месяц» и «неделя», «дни недели». Беседуем о праздниках, которые наступают.

  • Ухаживаем за растениями – комнатными и на улице (дача, огород).
  • Сделайте с ребенком кормушку для птиц и регулярно подкармливайте их. Называйте ребенку птиц, прилетающих покормиться, а также тех, которых вы встречаете во время прогулки.
  • Расскажите ребенку о свете и тени, покажите ему настоящий «театр теней».
  • Познакомьте кроху с различными понятиями, научите, как измерить высоту, вес, ширину, длину.
  • Играйте в театр. Поставьте вместе с ребенком кукольный, настольный или пальчиковый спектакль, а затем покажите его близким.
  • Расскажите малышу о разных городах, странах, космосе, планетах.
  • Поиграйте в противоположности: съедобное и несъедобное, тяжелое и легкое, длинное и короткое, холодное и горячее – и так далее.
  • Приучайте кроху помогать взрослым: вместе с ним помойте пол, посуду, подметите, протрите пыль. Пусть у него будет для этого свой необходимый инвентарь: тряпочка, веник, губка, маленькое ведерко с водой.
  • Устройте дома веселую лабораторию, показав малышу простые опыты и эксперименты. Понаблюдайте, как растворяются в воде сахар и соль, краски, расскажите о том, что не все вещества могут растворяться. Проведите опыты с разными состояниями воды: твердым, жидким, газообразным. Сделайте вместе с малышом лед, превратите его обратно в воду, а затем в пар.
  • Разговаривайте о разных предметах дома и на улице, объясняйте, для чего они нужны.

Помните о том, что ребенок только познает мир. Для него сейчас каждое явление, которое покажется взрослому пустяковым – это настоящее открытие.

От 3 до 4 лет

Любознательность детей 3-4 лет безгранична. Им интересно все, что их окружает. Они стремятся узнать, как и что происходит, изучить свойства различных предметов, сравнить их с другими, найти общее и различное между ними. Самой важной задачей для родителей в этот период является поддержка малыша в его начинаниях. Необходимо не упустить возможность сформировать положительное отношение к обучению, поощрять познавательную активность крохи.

В этом возрасте ребята уже вполне самостоятельны, они многому научились и приобрели достаточный багаж знаний. Сейчас у них идет активное развитие логического мышления, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи. Именно в этом возрасте закладываются основы для формирования личности крохи, поэтому всестороннее развитие так необходимо.

Хорошим подспорьем для родителей может оказаться книга под редакцией Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет». В ней можно найти много готовых конспектов для успешного развития вашего малыша в различных направлениях.

Занимаясь с детьми этого возраста, вы обязательно должны обращать внимание на развитие речи, мелкой моторики, логического мышления, творческих способностей, знакомство с элементарными математическими представлениями, окружающим миром, музыкальное развитие. Обращайте внимание на следующее.

Развиваем речь

Перечень занятий следующий:

  • Знакомим детей с вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста и так далее. Личный пример взрослого при этом играет очень важную роль.
  • С помощью сюжетных картинок составляйте небольшие рассказы.
  • Учите малыша описывать картинки.
  • Группируйте предметы по определенным признакам и назначению. Очень хорошо помогают в этом различные дидактические игры.
  • Ориентирование в пространстве – на, под, за, около, сверху, снизу и так далее.
  • Изучайте с крохой различные характеристики предметов, их свойства и признаки – с помощью иллюстраций и в реальности.
  • Просите ребенка пересказывать сказки, которые вы ему прочитали; пусть он попробует сочинить короткую сказку самостоятельно.
  • Следите за правильным употреблением ребенком слов, глаголов, местоимений.
  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой.

Развиваем мелкую моторику

Разнообразьте досуг нижеперечисленными занятиями:

  • Гимнастика для пальчиков.
  • Лепка и рисование.
  • Аппликации.
  • Учите вырезать ножницами.
  • Шнуровки.
  • Конструкторы.
  • Штрихование, обведение рисунков по точкам, прохождение лабиринтов, проведение дорожек.

Логическое мышление

В развитии данного навыка вам помогут:

  • Пазлы и разрезные картинки.
  • Поиск отличий на картинках.
  • Нахождение лишних предметов.
  • Группирование предметов в группы (посуда, мебель, обувь и тому подобное).
  • Сравнение по основным признакам – цвет, форма, размер.
  • Сравнение двух предметов между собой – поиск сходств и различий.

Творческие способности

Обратите внимание на:

  • Рисование по точкам.
  • Рисование по предложенному образцу.
  • Раскрашивание.
  • Штриховки.
  • Рисование с помощью нетрадиционных техник.
  • Рисование по трафарету.

Элементарные математические представления

Маме рекомендуется освоить с ребенком следующее:

  • Счет до 5 в прямом, а также в обратном порядке.
  • Соотнесение количества предметов с цифрой.
  • Выборочный счет определенных предметов (например, найти среди других предметов на картинке солнышки и сосчитать их).
  • Знакомство с понятиями «большой», «средний», «маленький», «верх», «низ», «право», «лево».
  • Запоминание простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), умение показывать их, находить предметы, которые по форме похожи на них.

Знакомство с окружающим миром

Сюда входит:

  • Знакомство с временами года (зима, весна, лето, осень), их поочередной сменой и основными признаками.
  • Знакомство со временами суток (утро, день, вечер, ночь).
  • Знакомство с разными видами транспорта (водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный, специальные машины, машины-помощники, транспорт для общего пользования и личного и так далее).
  • Знакомство с профессиями.
  • Знание домашних животных – тех, которые живут в деревне и в лесу. Учите кроху описывать их, называть, как они говорят, различать части тела человека и животного (не ноги, а лапы, не лицо, а морда и тому подобное).
  • Учите различать деревья и их листья, знакомьте с различными цветами, комнатными растениями.
  • Ребенок должен учиться различать овощи и фрукты, чем они различаются (овощи – растут в огороде, фрукты – в саду, на деревьях).
  • Малыш должен уметь называть животных и их детенышей.
  • Учим вежливые слова.

Подавайте детям личный положительный пример их употребления.

Музыкальное развитие

Такие занятия необходимы для того, чтобы ваш ребенок развивался всесторонне и полноценно. С их помощью дети учатся слышать ритм, ориентироваться в пространстве, развиваются слух и внимание.

Малыши пробуют с помощью мимики и движений выражать характер музыкального произведения, развивается пластика, костно-мышечный аппарат, улучшается координация движений. С помощью танца дети создают свой неповторимый образ, учитывая характер звучащей музыки.

В музыкальные занятия с трехлетними детьми обязательно следует включать такие этапы, как:

  • упражнения для развития речи;
  • разучивание несложных танцевальных движений;
  • разучивание песенок и стихотворений;
  • артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики;
  • музыкальные произведения и танцы, в которых четко прослеживается ритмический рисунок;
  • знакомство с разнообразными музыкальными инструментами и узнавание их звучания;
  • подвижная игра.

От 5 до 6 лет

В пятилетнем возрасте уже важно начинать занятия по подготовке ребенка к обучению в школе. Ведь именно в этот период закладываются основы успешного обучения будущего первоклассника. С помощью развивающих занятий вы сможете качественно подготовить своего малыша к этому нелегкому этапу, не надеясь только на детский сад. Самое главное – организовать ваши уроки так, чтобы они были проведены качественно и интересно для детей.

В этом возрасте занятия все еще проводятся в игровой форме, но они уже должны включать в себя элементы обучения – с установленными правилами, определенными требованиями и оценкой результата. Дошкольник уже должен учиться слушать инструкцию взрослого и четко ей следовать.

В программу занятий со старшим дошкольником необходимо включить задания на развитие:

  • мелкой моторики;
  • речи;
  • познавательного интереса;
  • основных психических процессов;
  • творческих способностей;
  • интеллекта;
  • физическое.

Необходимо включить в вашу деятельность цикл развивающих занятий с детьми дошкольного возраста на прогулке. Такое совместное времяпрепровождение способствует гармоничному развитию личности нисколько не меньше простых занятий дома.

Посвятите каждый цикл таких занятий определенной тематике (изучение домов, ПДД, инфраструктура района проживания, профессии, правила поведения в общественных местах, наблюдения за объектами живой природы и так далее). Такая форма получения новых знаний по определенной теме наиболее удобна. Можно совместить определенную тематику занятий на прогулке с заданиями по этой же теме дома – для закрепления полученных знаний.

Начинайте готовить ребенка к школе, развивая те знания, умения и навыки, которые ему пригодятся при поступлении в первый класс. К таким занятиям можно отнести обучение чтению и подготовку руки к письму, счет, знакомство с печатными буквами и цифрами.

Развивайте умение соотносить число и цифру, звук и букву, умение их написать. Учите дошкольника ориентироваться на листе бумаги, штриховать, обводить по точкам, аккуратно разукрашивать, вырезать, обводить по трафарету. Включите в занятия лепку и рисование, которое можно разнообразить нетрадиционными техниками.

Создавайте разные интересные поделки и аппликации. Воспитывайте бережное отношение к природе и животным, загадывайте детям загадки и ребусы.

Для детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие интеллекта. В этот возрастной период происходит развитие основных психических функций. Это, например, внимание, логическое мышление, память, восприятие, воображение. Вырабатывается их осознание. Следует учитывать этот важный фактор при подготовке занятий по развитию ученика.

Необходимо помогать ребенку в освоении основных учебных предметов, подготовке к ним, формировать положительное отношение к процессу обучения. Обращайте внимание на расширение кругозора ребенка, развивайте речь.

В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности сменяется с игры на учебу, но следует по-прежнему уделять много внимания занятиям в игровой форме. Именно так ребята усваивают информацию наиболее полно.

Детям младшего школьного возраста очень понравится, если вы будете использовать для занятий компьютер. Сейчас можно встретить много разнообразных развивающих игр в режиме онлайн. Самое главное – не стоит забывать об ограничении времени, проведенном за компьютерными играми.

Ответственно подходите к выбору игрушек для учащихся начальных классов. Старайтесь избегать покупок страшных монстров, мутантов, роботов. Вместо этого будет очень полезно приобрести разнообразные конструкторы, пазлы, мозаики, наборы для детского творчества.

Хорошим выбором будут настольные игры, в которые можно играть всей семьей: шашки, шахматы. Они способствуют развитию интеллекта малыша, логики, учат рассуждать и делать выводы, предвидя результат своей деятельности. Эти игры помогают развивать память, учат обобщать и осуществлять расчеты. С их помощью у ребят будет повышаться работоспособность, вырабатываться усидчивость, настойчивость, самодисциплина, будет формироваться способность производить действия в уме, а также воля к победе.

Развивающие занятия психолога с детьми

Психолог может оказать большую помощь родителям в воспитании и развитии их чад. Есть занятия, которые проводятся в группе. Как правило, родители выбирают индивидуальную работу психолога с ребенком.

Развитие малыша начинается с комплексной диагностики и подробного разговора с мамой. С помощью этого педагог получает информацию об уровне развития крохи в данный момент времени, строит свою работу с учетом особенностей конкретного ребенка, составляет индивидуальную программу.

Психолог помогает в развитии у детей основных познавательных психических процессов. Это, например, память, мышление, внимание, восприятие и воображение. Именно высокий уровень развития способствует успешному обучению ребенка. На своих занятиях психологи уделяют внимание эмоциональному развитию детей, что является весьма актуальным в настоящее время.

Педагоги-психологи учат ребенка управлять своими эмоциями и справляться с ними, корректируют проявления агрессии и гнева. Они помогают в развитии коммуникативных навыков ребят, без которых невозможно их взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Специалисты могут помочь родителям найти правильный выход из затруднительного положения, подсказать, как правильно реагировать на действия ребенка в той или иной ситуации.

В своей работе психологи могут использовать разнообразные методы и приемы работы. Порой они бывают очень неожиданными для родителей. Рассмотрим некоторые из них:

  • Очень часто практикуется метод игровой терапии, где ребенок проигрывает реальные жизненные ситуации с игрушками или взрослыми.
  • Сказкотерапия – прием работы, который позволяет выразить словами те же ситуации и моменты, что и в игре. Отличается от предыдущего тем, что здесь присутствует сказочный герой или какой-то мудрый помощник-советчик, который подсказывает малышу выход из сложившейся сложной ситуации.
  • Арттерапия – это рисунки. Чаще всего малышам предлагают нарисовать несуществующее животное и рассказать о нем. Родителям не стоит самостоятельно пытаться интерпретировать такие рисунки, так как только психолог сможет точно определить, где ребенок просто фантазирует, а где есть реальные проблемы.

Все перечисленные методы работы могут использоваться с детьми раннего возраста. Для школьников уже используются другие приемы, которые чаще всего направлены на характеристику и выявление проблем в межличностных отношениях ребенка с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями и другими людьми. В этом возрасте выбор методов и приемов работы очень широкий.

Советы родителям

Стоит учитывать следующие полезные рекомендации:

  • Помните о том, что ребенок развивается в игре. Старайтесь проводить все занятия только в игровой форме. Постройте свою деятельность, учитывая интересы малыша.
  • Заниматься необходимо регулярно, ежедневно.
  • Старайтесь в любой момент вашего взаимодействия с ребенком дать ему новые знания. Если вы начали готовить еду – попросите ребенка вам помочь, одновременно расскажите об овощах и фруктах, о том, чем они отличаются друг от друга.
  • На прогулке можно рассматривать растения и животных, наблюдать за транспортом, изучать правила дорожного движения и так далее. Если вы начали прибирать одежду в шкафу, попросите кроху помочь вам ее рассортировать.

Во время похода в детскую поликлинику можно рассказать ребенку о врачах, которые там работают. Проявите свою фантазию и развивайте ребенка всегда и везде.

  • Наблюдайте за ребенком. При первых же проявлениях усталости следует прекратить занятие.
  • Постарайтесь создать необходимые условия для развития крохи. Ничего не должно отвлекать ребенка.
  • Начинайте заниматься только в хорошем настроении.
  • Не торопите ребенка.
  • Никогда не сравнивайте своего малыша ни с кем, не ругайте его, не кричите. Старайтесь как можно чаще хвалить, но только тогда, когда что-то у него получилось действительно хорошо. Высказывайте свое одобрение, если сегодня стало лучше, чем было вчера.
  • Любите своего малыша – несмотря ни на что. Принимайте его таким, какой он есть, со всеми его успехами и неудачами. Не старайтесь реализовать через него ваши детские мечты.

  • Предоставьте ему возможность стать самостоятельной личностью и принимать решения самому. Научите нести ответственность за свой выбор и совершенные поступки.

В следующем видео вас ждет подборка развивающих занятий для детей по методике Монтессори.

Комментарии
Автор комментария