Этюдник: особенности и преимущества

Большинство профессиональных художников скажут, что этюдник – очень важная, практически незаменимая вещь для любого творческого человека. Впрочем, исключения попадаются даже среди профессионалов, а уж начинающему новичку тем более сложно определиться, нужна ли такая покупка, и если да – то сразу или на более позднем этапе. В том, нужен ли этюдник ребенку, необходимо определиться еще до того, как покупать подобное изделие.

Что это такое?

Если исходить из общей классификации, то можно сказать, что этюдник, по сути своей, является одной из разновидностей мольберта. Другими словами, его основная задача – быть условно вертикальной подставкой для создаваемой картины. Ведь специалисты медицинского и художественного направления указывают, что рисовать в сидячем положении, наклонившись над горизонтально расположенной поверхностью, является вредным и неправильным занятием.

Впрочем, отличие от стандартного (в понимании большинства людей) мольберта есть, и не одно. В первую очередь, этюдник делается максимально компактным, поскольку он оптимизирован под живопись на пленэре, то есть на открытом воздухе. Это не означает, что им нельзя пользоваться в помещении.

Однако при наличии собственной студии (или просто любого достаточного рабочего пространства) стоит отдать предпочтение какой-то более внушительной модели, потому что из-за своей переносной сущности этюдник предполагает существенное ограничение размеров холста.

Кроме того, этюдник является не только собственно мольбертом, но еще и удобным чемоданчиком, предназначенным для хранения и переноски рисовальных принадлежностей. За счет того, что и сам чемоданчик, и лежащие в нем принадлежности суммарно могут весить более десяти килограммов, прямое использование этюдника по назначению детьми маловероятно – разве что мальчиками старшего подросткового возраста.

Другое дело, что для новичков, которые только начинают творческие поиски себя и не имеют дома достаточного пространства для рисования, этюдник можно выбрать как меру примитивной организации рабочего места – тут и небольшой мольберт, и место для инструментов.

В то же время, если малыш так и не забросит свое увлечение, нужно будет задуматься не о замене этюдника, а о его дополнении более крупным мольбертом.

Виды

Хотя сама конструкция кажется предельно простой, даже у нее есть определенные вариативные характеристики, позволяющие классифицировать такую продукцию. В первую очередь, детский этюдник для рисования должен быть предельно легким, иначе оригинальное назначение просто теряется. Поэтому, в отличие от «взрослых» моделей, корпус может быть облегчен благодаря использованию деталей меньшего размера из более легких материалов.

Предполагается, что этюдник изначально переносной, однако, учитывая детские потребности и возможности, не исключается и его сугубо настольный вариант, который от простого настольного мольберта отличается возможностью хранения инструментов.

В комплект этюдника для полноценной работы на пленэре может входить еще и тренога, позволяющая организовать рабочее место даже там, где для этого нет особых условий. При этом этюдники, как и большинство других видов мольбертов, не выдвигают ограничений касательно вида используемых красок.

Правда нужно обратить внимание на способы крепления: позволяют ли они использовать на выбор бумагу или холст в подрамнике, и если позволяют, то такая покупка сгодится и для акварели с гуашью, и для масляной живописи, и для любых других видов изобразительного искусства.

Наконец, некоторые производители предлагают купить не просто сам по себе этюдник, а сразу в виде набора со всем необходимым – с красками, кисточками, бумагой для рисования и другими принадлежностями. Профессионалам в таком искусстве такие предложения вряд ли будут интересны, поскольку комплектация здесь будет не выше стандартной, однако для новичка, пока не знающего, с чем сравнивать, и не умеющего правильно выбирать, такое решение может оказаться оптимальным.

Размеры

Размеры этюдника ограничены не только форматом рисунка, но и способностью художника поднять и унести такой чемоданчик. Малый этюдник для ребенка является не просто удобством, а строгой необходимостью. Выбирать его нужно, исходя не просто из способности малыша поднять такой чемоданчик, – художник в поисках нужного пейзажа и вдохновения иногда вынужден пройти до десяти километров пешком с таким ящиком в руках!

Следовательно, «взрослый» вариант детям вообще не рекомендован – разве что в качестве временной замены стационарному.

Тем не менее, в погоне за размерами мини нужно понимать, что рисунки должны быть не меньше определенного габарита. Для ребенка минимальным вариантом видится этюдник, допускающий использование стандартных листов А4. Этот формат весьма распространен, в том числе и в обучении детей, и позволяет в нормальном масштабе изобразить практически любой сюжет. Если формат этюдника будет еще меньше, то возникнет риск творческого ограничения ребенка, да и маленький художник попросту очень скоро перерастет такой подарок.

Как пользоваться?

В сложенном виде этюдник ничем не отличается от обычного ящичка, преимущественно прямоугольной формы, который внутри имеет полость, предназначенную для хранения инструментов. Хороший этюдник в идеале должен быть оснащен внутри еще и различными креплениями, позволяющими с большим удобством хранить те же кисточки или карандаши, чтобы они не рассыпались по всему ящику. Внутри можно хранить абсолютно все нужные принадлежности: карандаши или кисти, краски, растворитель и масленку (если они необходимы).

При желании внутрь можно положить и бумагу или холст, однако всегда остается определенный риск порчи поверхности при совместном хранении с красками или карандашами.

Крышка ящика устроена таким образом, чтобы ее можно было зафиксировать в положении, близком к вертикальному, тогда она заменит планшет обычного мольберта. Конструкция должна позволять регулировать положение крышки, чтобы позволить художнику оптимально выбрать позу, однако большинство детских этюдников лишены таких удобств. Для простоты транспортировки изделие должно комплектоваться наплечным ремнем и ручками.

Многие этюдники сами по себе не содержат никакого упора, представляя собой обыкновенный ящик. Для домашнего использования это подходит оптимально (нет нужды тратиться на ненужную деталь), использование на улице же оказывается несколько ограниченным – использовать этюдник можно лишь при наличии удобной поверхности для его установки, вроде парапета.

Для расширения возможностей есть смысл купить этюдник с треногой. Она способна складываться до плоского состояния, так что много места не займет, зато позволит рисовать пейзажи даже вдалеке от цивилизации. Есть этюдники, которые сразу продаются с треногой, однако в некоторых случаях она в комплект не входит, зато ее можно докупить при необходимости.

Как сделать своими руками?

Выбор детского этюдника зачастую бывает осложнен сразу двумя тормозящими факторами: высокой стоимостью готовых изделий и невозможностью подобрать идеально подходящую для ребенка модель. В подобной ситуации самый простой выход – попросить папу самостоятельно собрать такой ящик. Это сработает, если папа обладает всеми необходимыми навыками работы руками.

Очевидно, что чаще всего подобный шедевр ручной работы преимущественно деревянный, потому что именно древесина является наиболее подходящим и удобным для обработки материалом. В качестве основного материала стенок можно использовать даже фанеру, лишь бы она была достаточно прочной для выдерживания веса начинки. Использование фанеры позволит существенно уменьшить вес готового изделия, а для укрепления конструкции по контурам может использоваться тонкая доска и металлическая фурнитура.

Начинать создание необходимо с определения размеров будущего изделия. При выборе габаритов отталкиваться стоит не только от формата используемой бумаги, но также и от размера всех необходимых принадлежностей – они ведь должны поместиться внутрь создаваемого ящика.

Многие художники, рисующие красками и практиковавшие хотя бы раз собственноручное создание этюдника, рекомендуют встроить внутрь еще и доску, которая будет использоваться в качестве палитры. Она, как и крышка, должна иметь возможность закрываться и открываться, но при этом ни в коем случае не соприкасаться с ней. Это необходимо потому, что у художника с собой может быть всего один холст и недопустимо, чтобы изображенное на нем испортилось от попадания красок с палитры.

Для этого изнутри крышки, которая и применяется в качестве мольберта, должны быть предусмотрены металлические ограничители, не позволяющие палитре слишком сильно сближаться с ней. Сама палитра может выполнять еще одну важную функцию – частично защищать готовую картину или подготовленный холст от соприкосновения с инструментами.

Для того чтобы оставить себе возможность выбирать горизонтальное или вертикальное положение холста, можно изготовить отдельный небольшой планшет из фанеры. Важно, чтобы он помещался внутрь этюдника, иначе носить его с собой будет неудобно. В качестве фиксации можно использовать любые металлические или деревянные направляющие.

Обязательным элементом любого этюдника должен быть замок, не позволяющий содержимому самовольно покинуть ящик. Ремень можно взять любой, однако необходимо выбрать крепление, выполненное по принципу штатива, то есть допускающее определенное изменение положения ремня для транспортировки или рисунка «с рук».

Производители

Этюдник – не настолько массовый потребительский товар, чтобы в этой сфере наметились какие-то свои раскрученные бренды. В идеале выбор нужно делать не так «на слух», как по собственным впечатлениям от конкретной модели. Потребителя в выбираемом товаре должно устраивать все, начиная с внешнего вида и заканчивая удобством использования и предполагаемой надежностью.

Именно поэтому новичкам не рекомендуется приобретать этюдники в интернете. Намного разумнее было бы самостоятельно прийти в магазин и лично посмотреть доступные варианты, оценивая их по всем возможным критериям.

Тем не менее, новички в любой сфере традиционно стремятся воспользоваться чужим опытом, поэтому практика выбора среди уже достаточно известных марок очень распространена. Долгое время одним из лидеров среди неприхотливых новичков оставалась продукция подольского комбината «Художник», однако в последнее время отмечено общее снижение качества ее продукции. Сегодня повышенное внимание стоит обратить на такие марки, как Mabef, «Тахо», Brauberg, «Черная речка» и Reewes.

Какой выбрать?

Намного правильнее выбирать этюдник не по выпустившей его фирме, а исключительно по впечатлениям от конкретно взятой модели. Хороший этюдник – это:

  • Корпус. Изделие должно быть изготовлено из качественной древесины, обязательно без сучков и каких-либо других дефектов. Наиболее легким сортом используемой древесины является липа. Чем проще конструкция, тем лучше, ведь обилие мелких деталей только увеличивает вероятность поломки. Крышка должна фиксироваться в открытом виде, чтобы не закрываться при любом резком порыве ветра. Если в комплект входит палитра, оптимальный вариант для нее – оргстекло: оно намного легче чистится.
  • Ножки. Если конструкция этюдника предполагает ножки, предпочтение стоит отдать металлическим, в частности, алюминиевым. Такое решение обладает высокой прочностью, их также нередко заостряют для большей устойчивости положения. Деревянные ножки допустимы разве что при использовании в условиях помещения. Высоту лучше брать с запасом, чтобы не наклоняться.

Следует также уяснить, что даже самый легкий этюдник намного проще транспортировать в рюкзаке, чем просто на ремне.

Обзор самодельного этюдника смотрите в следующем видео.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.