Масляные краски: разновидности цветов и составов

Рисование красками и кисточкой – одно из наиболее популярных направлений детского творчества. Малышам нравится такое занятие за яркий, эстетически привлекательный результат. При этом подобное хобби способствует развитию в них усидчивости, внимания, распознавания цветов и координации движений, не говоря о сложных мыслительных процессах.

Современным детям чаще всего дарят краски на водной основе – акварельные или гуашевые, а в последние годы популярными стали также акриловые, однако настоящие художники старинных времен писали свои картины преимущественно маслом.

Конечно, совсем крохотному карапузу такой подарок окажется ни к чему, а вот если ребенок действительно полюбил занятия живописью и достиг определенных успехов в работе с описанными видами красок, есть смысл задуматься о дарении масляных вариантов.

Что это такое?

Масляные краски представляют собой смесь наполнителей-пигментов определенного цвета, разбавленных до жидкого состояния тем или иным видом масла (в наши дни чаще используются льняное или ореховое). В современных рецептах могут использоваться также дополнительные ингредиенты, способствующие более тщательному сцеплению компонентов между собой, ускорению высыхания, либо просто позволяющие немного сэкономить дорогостоящий пигмент.

После нанесения растворенных красок жидкий компонент частично впитывается в основу, а частично – улетучивается, благодаря чему остается только отвердевшая часть, принявшая форму, которую ей дал мастер.

Благодаря высокой вязкости, масло долгое время было практически безальтернативным вариантом для художников, поскольку в сочетании с холстом давало весьма надежное и долговечное изображение. Проверить этот факт можно в любом художественном музее, где выставлены картины многовековой давности. Масляные краски выглядят правдоподобно, а также позволяют довольно точно передавать виды окружающего мира, что тоже сыграло свою роль.

Раньше художники изготавливали краски для себя самостоятельно, однако сегодня их, как и любой другой товар для творчества, можно купить. Масляные краски обходятся дороже минимальных детских акварелей и гуаши, поэтому логичной является их продажа, как многоцветными наборами, так и отдельными тубами нужного оттенка, что позволяет более правильно организовать растрату красок.

Стоит заметить, что специфика живописи маслом предполагает покупки и других расходников, например, растворителя, поэтому подобное хобби точно не является самым дешевым.

Для самых маленьких масляные краски точно не подходят – и процедура рисования довольно сложная, и велик риск отравления токсичными составляющими. Живопись маслом доступна далеко не каждому человеку. До этого уровня, как правило, доходят только те, кто огромную часть своего времени посвятил рисованию и в обучении дошел до вершин.

Особенности

Когда именно появились масляные краски, точно сказать не может никто, однако их история насчитывает несколько тысячелетий. Следы использования составов на основе масла были обнаружены еще на Бамианских статуях Будды в Афганистане – этот образец живописи считается наиболее древним из всех датированных, а на сегодняшний день ему уже исполнилось более 27 веков! Таким образом, изобретение не имеет какого-то конкретного исторического автора – наука не сохранила имени человека, который первым догадался использовать такую технологию.

В Европе такие краски так же были известны давно, однако масштабная популяризация живописи маслом, заставляющая нас и сегодня говорить о таком творчестве, считается делом рук фламандского художника Яна ван Эйка, жившего в далеком XV веке. Хотя саму технику изобрел не он. Считается, что ему принадлежит идея усовершенствования красителей на масляной основе. Благодаря такой модернизации и таланту мастера, его картины радикально отличались от более ранних произведений других авторов. Тогда реалистичность наконец-то стала достаточно высокой, чтобы быть сопоставимой с современной фотографией.

В то время это был настоящий переворот в искусстве, поэтому очень быстро о новой технике, изобретенной фламандцем, быстро заговорили и в соседних странах – во Франции и Германии. Несмотря на слабое развитие транспорта на том этапе истории, масляная техника в течение считанных десятилетий достигла Италии, где дала мощнейший толчок такому культурному явлению, как Возрождение.

В эту эпоху масло окончательно стало основным инструментом для работы живописца, ведь именно им написаны практически все выдающиеся шедевры, включая и всем известную «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи. С тех пор живопись маслом уже на протяжении почти шести веков является определяющей в изобразительном искусстве.

С конца прошлого века масляная живопись из богемного занятия представителей искусства потихоньку стала превращаться и в любительское хобби, чему способствовало как выросшее благосостояние населения и массовая ориентация на творческие увлечения, так и разработка новых, упрощенных техник, позволяющих писать картины масляными красителями. Сегодня и в нашей стране есть возможность для каждого ребенка попробовать себя в этом виде искусства.

Свойства

Характеристика масляных красок неоднозначна – с одной стороны, не зря они держатся в топе вот уже половину тысячелетия, с другой – присутствуют некоторые недостатки, обусловленные их изобретением в слишком старые времена. Так, при нанесении толстым слоем они способны растрескиваться, а пленки, образовываемые ими на холсте, довольно легко смываются водой и боятся щелочных растворов.

В российских реалиях опасность представляет и еще один фактор – низкая температура. Засохшая масляная краска боится сильного мороза. При этом современные художники пытаются искать выход из всех этих ситуаций. Например, при правильной сушке, для которой нужна температура на уровне 250-300 градусов, значительно повышается устойчивость пленки к воздействию слабой щелочи.

Современная палитра цветов масляных красок куда более разнообразна, нежели у старых мастеров. При этом такие смеси бывают как прозрачными (используются для лессировки – нанесения нескольких полупрозрачных оттенков один поверх другого), так и покрывными, не пропускающими нижний тон. При этом первые виды довольно хорошо смешиваются между собой без потери насыщенности, тогда как вторые обычно сереют и становятся невзрачными.

Образцом яркости считаются те краски, в которых присутствует большая концентрация одного пигмента, однако из-за токсичности или дороговизны некоторых составляющих нужный цвет часто получают путем смешивания. Как правило, получившийся результат критикуется за сниженную насыщенность, но только таким путем можно сделать прозрачную краску на основе непрозрачного пигмента, да и правильно рассчитанная комбинация может выглядеть иногда лучше, чем однопигментный оригинал.

Картины, написанные такими составами, имеют несколько необычных свойств. В частности, масло высыхает за срок от недели до полутора, однако полная полимеризация верхнего слоя завершается лишь пару-тройку лет спустя. Полностью сухая пленка при этом очень хрупка – даже незначительной деформации достаточно, чтобы она треснула. Любопытно, что в процессе такого многолетнего высыхания вес картины неоднократно меняется, причем очень заметно – сначала она сильно тяжелеет, но потом снова становится легче.

Кроме того, живопись на основе льняного масла (которое является самым популярным ингредиентом для большинства красок) портится от хранения в темноте – цвета становятся выцветшими, желтыми. Но такая проблема решается очень легко – шедевр восстанавливается длительным нахождением на солнечных лучах. Тут следует быть осторожным, поскольку некоторые используемые пигменты на солнце быстро выгорают.

Одним из вариантов решения считается применение красок на основе рафинированного льняного масла, поскольку они меньше подвержены пожелтению, однако в этом случае масляная корка становится еще более ненадежной.

Польза и вред

Как и у любого другого материала для творчества, у масляных красок есть собственные преимущества и недостатки, которые приобретают особенный оттенок в том случае, если их планируется использовать для творчества юного пользователя. Есть несколько факторов, которые буквально подталкивают к приобретению именно масляных красок для детской живописи. К таковым относятся:

  • Относительная простота обучения. Тут следует заметить, что обыкновенное рисование доступнее для детей в более привычных видах, например, акварелью или гуашью. Однако большинством серьезных художников такие виды красок считаются непригодными для настоящего искусства, а уж если говорить о живописи, то именно масло они называют наиболее легким в работе.
  • Простота смешивания оттенков. В отличие от типичных детских красок, масло сохнет очень долго. Многие родители склонны видеть в этом недостаток, но для творчества такая характеристика – огромный плюс. Дело в том, что только при медленном высыхании можно полноценно подобрать оттенок, не рискуя потерять терпение.
  • Сохранение оттенков. Гуашь и акриловые краски неоднократно критиковались профессионалами за то, что при высыхании их оттенок изменяется, и это не позволяет объективно изобразить реальность или полноценно научиться рисовать (теряется навык смешивания цветов). Масляные составы так долго продержались в моде именно из-за того, что своих первоначальных оттенков они не теряют, а потому подходят и для моделизма, и для художеств.
  • Возможность исправления ошибок. При освоении техники работы с мастихином юный художник всегда сможет вносить небольшие правки в свою работу, просто снимая ненужную краску указанным инструментом. Хотя злоупотреблять такой техникой не стоит (есть риск повреждения холста). Даже ограниченная возможность редактирования дает определенные возможности – те, о которых нельзя и мечтать в акварельной технике.
  • Длительное хранение. Если ребенок достиг заметных успехов в живописи, то и родители, и он сам наверняка захотят, чтобы лучшие его творения сохранились как можно дольше.

При правильной обработке и уходе картины, написанные маслом, способны жить веками – об этом свидетельствует любая серьезная художественная выставка.

Тем не менее, живопись не зря долгое время была уделом только настойчивых профессионалов. Овладеть даже самой легкой техникой на самом деле отнюдь нелегко. Причин для этого не так уж мало:

  • Сложности в смешивании цветов. Даже такая простая операция, которой детей должны учить еще в младших классах школы, при работе с масляными красками имеет свои особенности. Из-за специфики используемых компонентов вероятна химическая реакция между отдельными составляющими, которая вместо ожидаемого оттенка даст обыкновенную грязь. Без знания правильных пропорций смешивание цветов может не удаться.
  • Слишком медленное высыхание. Если почитать биографии великих художников, можно с удивлением отметить, что над некоторыми своими шедеврами они работали целые месяцы. Это вызвано тем, что масляные краски долго сохнут даже в один слой, а при использовании техники лессировки художнику приходится ждать засыхания предыдущего пласта, прежде чем нанести следующий, иначе вероятность порчи оттенков возрастает в разы.

Если ребенок рисует в один слой, для этого все равно нужно специальное помещение с хорошей проветриваемостью. Кроме того, остается открытым вопрос, касающийся способности малыша к столь поразительной усидчивости.

  • Обилие токсичных компонентов. Мало кто из родителей доверил бы детям работу с токсичными материалами, потому что малыши не следят за соблюдением техники безопасности. Однако в работе с масляными красками избежать этой проблемы невозможно, ведь в состав многих из них изначально входят вредные компоненты, например, те же свинцовые белила. Сегодня многие производители рекламируют свою продукцию как полностью безопасную для детей, однако даже если это правда (что еще нужно проверить, внимательно изучив состав), это не отменяет использования растворителей, которые могут нанести вред и попаданием на кожу или в глаза, и даже испарениями.

Виды

Если классифицировать краски на основе масла, то в первую очередь, нужно отметить, что бывают:

  • масляные;
  • художественные краски.
  • Краски, что предназначены для строительных и ремонтных нужд.

Взаимная замена одних составов на другие не рекомендуется (даже вопреки некоторым общим ингредиентам)

В целом профессиональные живописные краски отличаются более высоким качеством составляющих, что идет во вред безопасности применения, тогда как промышленные рассчитаны на повышенную скорость высыхания и нанесение на нехудожественные поверхности.

Для детского творчества особенно полезной будет улучшенная рецептура, содержащая необязательные элементы. Так, особый упор стоит сделать на те краски, в которых нет вредных составляющих, даже если это немного влияет на качество рисунка. Кроме того, возможно, есть смысл приобретать те варианты, где рецептура рассчитана на ускоренное высыхание – на этапе обучения ребенку все равно не нужны потрясающего уровня свойства, если из-за опасности красителей или слишком длительного процесса создания он забросит обучение.

Учитывая повышенный в последние годы спрос на масляные краски со стороны любителей, сегодня такой товар продается в широком ассортименте. Для ребенка, который только начинает свой путь в масляной живописи (и все еще не факт, что не раскритикует именно этот вид красок), стоит приобретать минимальный набор для рисования, содержащий 12 цветов.

Для среднего уровня можно подобрать и набор из 24 цветов, существенно расширяющий возможности смешивания оттенков (не более трех ингредиентов для получения тона). Что же касается профессионалов или очень уверенных в себе любителей, то они предпочитают приобретать краски в тубах поштучно. При постоянном использовании это обходится дешевле, а при наличии в непосредственной близости большого профильного магазина еще и позволяет более точно подбирать нужные оттенки.

Состав

Традиционно состав масляных красок включает в себя пигменты, масляную основу, а также другие дополнительные ингредиенты для улучшения качеств, хотя последнее – присутствует не всегда.

Пигменты в состав краски входят в любом случае, даже если она белая, потому как они отвечают за наличие оттенка и его яркость. В качестве пигментов могут использоваться как органические, так и неорганические вещества, однако последние считаются более качественными за счет повышенной долговечности. Основные красящие элементы изготавливаются из кадмия, кобальта, их солей и соединений, а также других натуральных компонентов.

Советуют выбирать краски на основе дорогостоящих пигментов, потому что их оттенок натуральнее, а еще они могут содержать светостойкие элементы, позволяющие картинам не выгорать на солнце.

Для детского творчества рекомендуется тщательно избегать компонентов, основанных на токсичных соединениях, типа свинцовых белил.

Льняное масло считается наиболее распространенной основой для масляных красок, однако из-за легкой золотистости цвета оно совершенно неприменимо для наиболее светлых оттенков, в которых часто используют бесцветное маковое масло. Еще одной распространенной альтернативой является масло грецких орехов. Парадоксально, но многие детские масляные краски на самом деле изготавливаются на водной основе, хотя масло там, конечно, тоже присутствует.

Выпускаются и сухие масляные краски, содержащие только пигмент. В этом случае с маслом его смешивает уже потребитель.

Дополнительные ингредиенты обычно призваны заменить дорогостоящие пигменты. В качестве таких добавок выступают слюда, тальк или каолин. Соли свинца, кобальта или марганца помогают ускорить процесс высыхания слоя краски, но также повышают риск растрескивания и опасность от применения свинцовых компонентов. Добавки могут использоваться и для более высокого уровня взаимодействия между всеми названными элементами.

Фирмы

При выборе масляных красок большое значение имеет бренд, выпускающий продукцию – только так можно определить, насколько качественный товар покупается, насколько он безопасен и пригоден для правильного обучения ребенка:

  • Если речь идет о выборе самого первого набора, а уверенности в стабильном и длительном использовании масляных красок нет, лучше купить изделия «Гамма». Такую продукцию сложно назвать профессиональной, но зато эта марка широко известна в нашей стране огромным ассортиментом товаров для детского творчества, а также оставляет надежду на безопасный химический состав.
  • На уровень выше оказываются другие отечественные марки, например, «Ладога» и «Сонет», причем последние в целом пользуются успехом даже среди начинающих художников.
  • Из иностранных раскрученных брендов для детей подходят практически все, если только они не рассчитаны на профессионалов. В нашей стране среди импортных масляных красок наибольшей популярностью пользуется продукция марки Rembrandt.

Цвета

Палитра масляных красок достаточно широка, чтобы можно было подобрать нужный оттенок для детского творчества, тем более что многие производители выпускают не только наборы, но и отдельные тубы. В последнем случае на упаковках обязательно должны быть указаны названия цветов.

Основные черно-белые тона в качестве пигментов используют натуральные металлические компоненты. В качестве белил используются цинк, титан и свинец (последний – очень вреден), в качестве черни – сажа и графит, а пудра различных металлов используется для придания краскам металлических оттенков.

Многие оттенки базируются на земляных пигментах. Коричневая краска получается на основе глиняной умбры, а краска золотого цвета – это сиена (гидрат окиси железа с примесями) или охра. Остальные варианты на масляной основе, такие как ярко-красная, синяя, бирюзовая или розовая краски, получаются либо при помощи других неорганических пигментов, либо путем их смешения, либо с добавлением органических красителей.

Какие лучше выбрать?

Выбирая детские масляные краски, следует отталкиваться от целого ряда критериев, которые помогут обезопасить малыша от вредного воздействия и заинтересовать его процессом живописи.

В первую очередь нужно внимательно изучить состав – в нем не должно быть ничего такого, что может оказаться вредным. В случае с детьми не имеет значения, как этот ингредиент мог бы попасть в организм – его просто не должно быть в составе, потому как ребенок вряд ли станет четко придерживаться правил поведения с опасным веществом.

Неплохо, если производитель сам тем или иным образом указывает, что данные краски не содержат опасных компонентов и допустимы для использования детьми.

Кроме того, масло для начинающих должно быть как можно более простым в использовании. Особо приветствуется, если производитель не поленился сопроводить свой товар инструкциями относительно того, с какими растворителями и лаками лучше всего взаимодействуют данные краски, а также в каких условиях их необходимо сушить. Все необходимые дополнения и методы сушки должны быть доступны покупателю, в противном случае даже самая подробная инструкция окажется бесполезной.

Очень хорошо, если в состав детских масляных красок будут введены сиккативы (ускорители высыхания). Это поможет добиться готовности результата в значительно более сжатые сроки, что очень важно сразу по двум причинам:

  • Во-первых, у ребенка вряд ли будет собственная студия, чтобы полноценно заниматься живописью, а сушить картины дома неделями не слишком удобно.
  • Во-вторых, малыш может потерять всякий интерес к рисованию из-за того, что результата упорных трудов придется ждать слишком долго.

Если говорить о конкретных производителях, которые соответствовали бы всем заявленным требованиям, то идеальная кандидатура на роль первых масляных красок – это продукция московской фирмы «Гамма».

В случае, когда ребенок учится под руководством опытного мастера, и достиг определенного уровня, выбирать ему краски уже не придется – их либо посоветует учитель, либо выберет сам малыш.

Применение

Масляная живопись является очень сложной не только как искусство, но и как длительный процесс подготовки к написанию картины. Довольно сложным является выбор будущей основы, поскольку писать нужно преимущественно на холсте, реже используются дерево или картон, а вот другие материалы для таких целей непригодны вовсе. При этом даже описанные поверхности необходимо предварительно грунтовать, да не в один слой, а приблизительно в 4-5.

Грунт, как правило, способен тянуть масло из красок, что не способствует сохранению яркости оттенков, так что после грунтования холст необходимо еще и смазать тонким слоем льняного масла или же особым клеем, выпускаемым специально для этой цели.

Широта творческих возможностей в живописи маслом хорошо заметна в сфере выбора собственно инструмента для нанесения, поскольку здесь ограничений практически нет. Для грубой работы используются кисти из натуральной щетины той же свиньи, для прорисовки тонких деталей – из мягкой шерсти колонка, уместна также синтетика. Впрочем, и на этом набор инструментов не заканчивается, ведь сегодня многие авторы рисуют даже мастихином, а знаменитый Тициан и вовсе рисовал пальцами!

Другое дело, что повторять выходку знаменитого итальянца явно не стоит – в масляных красках попадаются токсичные компоненты, способные проникать в организм сквозь кожу.

Для получения идеального оттенка разные цвета из набора нужно развести мастихином на специальной палитре, однако и здесь не все так просто.

В состав масляных красок входит огромное количество разнообразных компонентов, поэтому всегда есть риск происхождения химической реакции между составляющими. По этой причине каждый оттенок рекомендуют получать более коротким путем, смешивая не более трех цветов за один раз.

В качестве палитры можно выбрать что-нибудь из довольно широкого ассортимента материалов – сгодится и обыкновенная дощечка из дерева, и бумага, пропитанная воском, и современные материалы, вроде куска стекла или керамической плитки. Мастера указывают, что «палитры» из стекла наиболее практичны, ведь они и чистятся легко, и масло из краски не тянут, и позволяют подложить под них ткань цвета грунта, давая возможность идеально точно подобрать оттенок.

При работе с маслом не обойтись без растворителя, который нужен и для разбавления краски, и для мытья инструментов после работы. Лучшим растворителем для масляных составов считается скипидар, но сгодится и любой другой аналог, лишь бы он испарялся в полном объеме и не оставлял каких-либо примесей.

При этом следует помнить, что масляная краска не должна быть сильно разжиженной, поскольку к основе она липнет именно из-за своей густоты. Чтобы не перестараться с растворителем, в таких случаях к красителю просто добавляют немного льняного масла.

Использованный растворитель можно применять и повторно, но только при условии, что он хранился в специальной баночке с двойным дном, внутреннее из которых должно быть обеспечено дырочками для оседания растворенных пигментов.

Но не стоит переоценивать возможности растворителя – он снимет не так уж много краски с кисти, так что лучше предварительно вытереть последнюю тряпкой

Отдельная тема – это использование лаков и смол, позволяющих придать масляным краскам изначально нехарактерный для них блеск. При своем эстетическом эффекте они несколько мешают образованию защитной пленки, поэтому в красящей смеси их должно быть не более 10%.

Для таких лаков нужен отдельный растворитель, причем, только тот, что способен растворить его полностью (во избежание выпадения осадка). Лаком (чаще – кетоновым) защищают поверхность уже готовой картины, что позволяет ей в меньшей степени подвергаться разрушительному влиянию окружающей среды.

Химический состав современных масляных красок нередко совершенствуется с целью влияния на скорость высыхания. Чаще, конечно, разработчики стремятся ускорить данный процесс, потому что не каждый человек располагает условиями, позволяющими до двух недель ожидать полного высыхания шедевра. Однако использование таких красок представляет собой определенный риск, поскольку в среднем они намного больше подвержены растрескиванию.

Замедление высыхания пользуется меньшей популярностью, однако и такой эффект нужен – он необходим тем художникам, кто работает в технике «алла прима», предполагающей создание картины за один сеанс (без перерывов на высыхание).

Отзывы

Родительские комментарии относительно масляных красок, как правило, сдержанны – преобладающая часть старшего поколения все еще считает, что такое увлечение мало подходит для детей. Масляную живопись критикуют за высокий уровень токсичности красок, слишком высокие требования к условиям написания картин, а также чрезмерную длительность создания рисунка, благодаря чему большинство детей теряют интерес к процессу.

Положительную критику можно встретить со стороны тех родителей, которые и сами с удовольствием рисуют. Те отмечают, что ранние занятия масляной живописью способствуют всестороннему развитию ребенка, а также дают куда более высокие гарантии того, что со временем он станет настоящим серьезным художником. Как правило, только эти родители могут правильно подобрать вид красок, поэтому они редко критикуют купленное за неподходящие качества.

Мастер-класс по смешиванию масляных красок смотрите в следующем видео.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.