Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку

Игровой процесс — наиболее естественный для детей, он доставляет им удовольствие. Но играть в куклы — это не только забава, но и лечение. Метод психологической коррекции, который получил название «куклотерапия», поможет при самых разных проблемах в развитии ребёнка. О том, в чём суть метода, а также о том, как самостоятельно организовать занятия для малыша, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей от года, а также для дошкольников, младших и средних школьников. Практически до подросткового возраста некоторые приёмы и основы этой арт-терапевтической позитивной методики могут применяться с неизменным успехом.

Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Куда проще бывает перенести свои страхи, обиды, тревоги и другие сильные деструктивные эмоции на что-то неодушевлённое — на лист бумаги (при рисовании), на фигурку (при лепке), на кукол, разыгрывая спектакль в специальном кукольном театре.

Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует.

Разные специалисты относят метод к разным областям психологических разделов знаний: к психодраме, игротерапии. Чаще её считают одним из видов арт-терапии либо, вообще, выделяют в отдельный вид.

Историческая справка

Ещё в самые древние времена взрослые заметили, что дети очень любят играть с куклами. Их делали из травы, соломы, бересты, дерева, плодов, ткани. На Руси новорождённому обязательно своими руками делали куклу-оберег. Считалось, что такая кукла будет оберегать малыша от злых чар, от болезней и неприятностей. Своя обережная кукла хранилась у мужчин и женщин на протяжении всей жизни.

Кукла, по наблюдениям родителей, была не только игрушкой, но и настоящим другом малышу — он лучше ел, если с собой брал куклу, лучше спал, если и она была рядом в кровати или колыбели. На куклах ребёнок «тренировал» первые взрослые навыки: ответственность, заботу (кукол «лечили», «учили», «кормили» и одевали). В определённом возрасте все дети свято верят, что куклы — живые, просто они тщательно скрывают это от взрослых. На этом основаны лучшие сказки всех времён и народов: ожившие Буратино, Щелкунчик и другие персонажи.

Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии. И относиться к методу нужно не просто как к модному развлечению, а именно как к подтверждённой крепкой научной базой методике работы с детьми и подростками.

Виды и методы

Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

Куклотерапия бывает:

  • коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком;
  • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка;
  • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;
  • коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием;
  • развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи.

В подавляющем большинстве случаев в рамках одного занятия сочетают несколько методик. Так, при аутизме ребёнку показана коммуникативная, педагогическая и коррекционная куклотерапия, а при гиперактивности и дефиците внимания — сочетание обучающей и коррекционной методик.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.

  • Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода.
  • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.
  • Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии.
  • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.
  • Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку.
  • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.
  • Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся.

Метод не подразумевает необходимости покупать или делать какой-то один вид кукол. Для домашних занятий подойдут абсолютно любые куклы, которые есть в распоряжении, а также масса подручных средств: тряпки, старая одежда, платки, ненужные коробочки и пузырьки. Кукол можно сделать из всего.

Какие проблемы решает?

На первый взгляд, кукла не может решить серьёзных проблем, но это только на первый взгляд. Взаимодействие ребёнка с куклой, которую он отождествляет с чем-то важным для себя, а часто — именно с самим собой, помогает диагностировать многие проблемы детского возраста, включая психологические и даже психиатрические проблемы.

Правильно построенное занятие позволяет научить ребёнка выражать свои эмоции, рассказывать о том, что его тревожит, что очень важно для стеснительных и замкнутых ребят, малышей с коммуникативными проблемами, с расстройством аутистического спектра; для детей, которые перенесли серьёзный стресс, трагедию, насилие, получили психологическую травму. Куклотерапия полезна для адаптации ребёнка к новым условиям: началось посещение садика, семья переехала на новое место жительства, мама и папа разводятся и т.д. Упражнения в сопровождении родителей и детей помогут наладить контакт первых со вторыми, если он нарушен.

Сочетание логопедических занятий с нетрадиционными технологиями, к которым относят куклотерапию, даёт отличные результаты при коррекции речи: при алалии, заикании и других проблемах речевого развития. Непослушные дети, невротики и истеричные малыши с помощью кукольного театра получают возможность взглянуть на своё поведение со стороны, что является эффективной формой коррекции поведения.

Куклы могут «рассказать» и «объяснить» то, к чему дети не прислушиваются, если им говорят об этом в быту: о необходимости мыть руки, чистить зубы, убирать постель и т. д. В исполнении кукол даже простые истины становятся более понятными и доходчивыми.

Как организовать самостоятельные занятия?

Если родители обращаются со своим ребёнком к специалисту-психологу, куклотерапевту, то у него в кабинете обычно есть множество разнообразных кукол, ребёнок может выбрать любые. Но в домашних условиях оптимальным считается такая организация занятий, при которой ребёнок делает куклу сам или с помощью взрослых. Понятно, что такой метод не подойдёт для совсем маленьких детей, но уже с полутора лет чадо может принимать самое активное участие в создании кукол для очередного лечебного сеанса. Поэтому на первом этапе нужно сделать кукол.

Нет большой разницы, из чего они будут изготовлены, будут ли они красивыми или нет: важно, чтобы ребёнку они нравились, чтобы он идентифицировал их с самим собой. Для этого взрослым нужно пояснять в процессе создания, что «глазки у куклы похожи на твои, сын» или «смотри, у неё волосы получились совсем как у тебя!».

Можно добавить кукле один из привычных ребёнку аксессуаров: резинку для волос, его носовой платок, игрушечное колечко или что-то иное из детских «сокровищ».

Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации.

  • Разговор по душам. Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.
  • Монологи. Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания.
  • Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод.
  • Кукла-наставник. Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки.
  • Социальные навыки. Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход.
  • Сложное представление. Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.

Полезные советы

Самостоятельная организация занятий куклотерапией довольно сложна и полна подводных камней, а потому мамам и бабушкам, которые решили практиковать этот метод, мы рекомендуем следующую литературу.

  • А. Татаринцева «Куклотерапия в работе психолога».
  • А. Татаринцева, М. Григорчук «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям».
  • Л. Гребенщикова «Основы куклотерапии».
  • Т. Шишова, И. Медведева «Дети, куклы и мы».

В большинстве случаев куклотерапия позволяет в короткие сроки без применения медикаментозных успокоительных и иных средств нормализовать психическое состояние ребёнка, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы родителей и детских психологов.

Важно быть гибкими, не навязывать ребёнку игру, если он в данный момент не настроен.

О том, что такое куклотерапия и как кукла помогает решить психологические проблемы детей и родителей, смотрите в следующем видео.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.