Пастель: виды и особенности использования

Рисование давно уже перестало быть исключительно видом искусства – сегодня это повседневное хобби для десятков миллионов жителей планеты, а также отличный способ творческого развития детей. Абсолютно каждый ребенок в мире тем или иным способом пробовал рисовать, но те, кто увлекся и сумел найти средства для того, чтобы придать своему увлечению постоянство и хотя бы немного более сложную форму, нежели рисование на песке, успели придумать множество различных способов передавать зрительные образы.

В наше время дети, по крайней мере, в развитых странах, рисуют обычно либо карандашами и фломастерами, либо различными видами жидких красок – гуашью, акварелью и так далее. В то же время все больше специалистов по вопросам детского развития указывают на то, что одним из наиболее подходящих материалов для детского изобразительного творчества могла бы стать художественная пастель.

Что это такое?

На самом деле, довольно многие великие художники прошлого при создании своих картин использовали именно эту разновидность красителя, поэтому название знакомо многим, но четкое представление о том, что же это такое, есть далеко не у каждого человека, если только он сам не имеет непосредственного отношения к рисованию. При этом прилагательное «пастельный», означающее очень нежный, мягкий оттенок какого-либо цвета, происходит именно от слова «пастель», поскольку это средство для рисования дает именно такой результат.

Собственно, выглядит пастель в чем-то похожей на обыкновенный мелок для рисования, и неопытный человек далеко не всегда может определить разницу между ними по внешнему виду.

В отличие от мелков, имеющих всегда приблизительно одинаковую консистенцию, пастель бывает как очень твердой, так и довольно мягкой, что применяется в различных техниках рисования для получения особого эффекта.

Появилось данное изобретение приблизительно в XVI веке. точнее, именно с этого момента видим пастель в творениях многих художников того времени. Тогда фабричной методики выпуска еще не существовало, и каждый живописец создавал массу сам, смешивая любые красители с водой и мелом для большей мягкости готового оттенка. После того, как масса высыхала, ее резали на куски, изготавливая эдакие «мелки», которыми, естественно, точные детали рисовать было немного проще, чем кистью.

Правда, из-за общей сухости материала он плохо сцепляется с обычной бумагой, поэтому рисовать приходилось на шероховатых поверхностях, но все же это не помешало активно использовать пастель таким именитым мастерам, как Ренуар, Врубель или Серов. При этом можно встретить исключительно пастельные картины, но весьма часто такой краситель на полотне сочетается с жидкими видами красок.

Сегодня вручную пастель производится разве что настоящими людьми искусства для собственного использования, а вот для широких масс ее делают на специальных предприятиях в промышленных масштабах. Для этого берется один или несколько красителей, необходимых для получения точного оттенка, и какая-нибудь смоляная основа, которая будет удерживать красящее вещество в заданной форме – например, гуммиарабик.

В целом. красители могут быть совершенно разными, но все же для классического рецепта пастели мел практически обязателен в качестве смягчающего компонента. Все необходимые ингредиенты в нужных пропорциях смешиваются и тщательно перемалываются вместе, пока не достигают того состояния, когда отделить их друг от друга уже не представляется возможным.

Готовая масса выкладывается в специальные шаблоны и формы, нарезается, а затем прессуется под высоким давлением. После этого уже сформированные брусочки отправляются в печь, где сушатся в очень щадящем режиме – при температуре в пределах 60-80 градусов. Точная температура и сроки просушки зависят от пропорций исходных материалов и желаемой твердости конечного результата, поскольку полагаться на авось здесь ни в коем случае нельзя. Дело в том, что слишком сухая пастель будет рассыпаться в руках и совершенно не держаться за будущую картину, ну а недосушенная может испортиться и покрыться плесенью, что также не способствует успешному творению образов.

Последний этап – упаковка. Пастель – материал довольно хрупкий, к тому же очень чувствительный к излишней влажности, поэтому обычно запаковывают его в упаковки из толстого и плотного картона, а промежутки между отдельными палочками еще и дополнительно наполняют поролоном или любым другим мягким наполнителем.

К потребителю пастель обычно прибывает в виде набора – для ребенка достаточно и стандартного, содержащего около 6-12 штук, а вот профессионалы могут рассчитывать на невероятное количество оттенков (до 268 штук).

Реже пастель поставляется еще и в виде россыпи, но такой продукт в большей степени интересен тем, кто уже давно и упорно занимается художественным ремеслом. Для малыша такой вариант полезен лишь в том случае, если он уже успел показать потрясающие успехи в этом деле.

Плюсы и минусы

Если говорить о детском творчестве, то у специально предназначенной для этого пастели плюсов, несомненно, намного больше, нежели минусов. Выделим самые основные среди преимуществ:

  • Мягкость. По сравнению с большинством карандашей и мелков, детская пастель требует куда меньше прикладываемых усилий, чтобы оставлять след. Если для детей старшего возраста это не так уж принципиально, то для самых маленьких это важный фактор, позволяющий начать обучение рисованию раньше.
  • Возможность рисования на бумаге. Это только первоначальные образцы пастели многовековой давности обязательно требовали шероховатой поверхности, чтобы рисовать, а вот сегодняшняя мягкая пастель, содержащая довольно большое количество влаги, довольно неплохо цепляется практически за любые горизонтальные поверхности.
  • Перекрывание слоев. Ложась на бумагу, пастель не впитывается в нее, а покрывает поверхность тонким слоем своих составляющих – красителя с мелом и связующим веществом. Это означает, что при любой ошибке нет нужды удалять неправильное изображение с поверхности бумаги.

Достаточно просто повторно «перекрасить» данный участок, пока новое изображение не перекроет старое. При этом легкая затушевка одним цветом поверх другого позволит оставить определенный эффект прозрачности, создавая новые оттенки.

  • Простота художественных методов. Пастель хороша еще и тем, что не требует никаких дополнительных приспособлений. Чтобы рисовать жидкими красками, их нужно правильно развести, научиться держать кисть, смешивать оттенки и так далее, а пастельный мелок нужно просто держать в руках. В отличие от того же карандаша, его не нужно затачивать – он рисует со всех сторон. При этом, что особенно порадует самых маленьких, слой пастели на поверхности бумаги прекрасно размазывается пальцем, что позволяет создавать еще более яркие, пусть и не всегда осмысленные образы.
  • Яркость и необычность. В конце концов, карандаши и фломастеры – это жуткая банальность, а акварельной техникой на относительно приличном уровне овладевает лишь очень небольшой процент людей. Пастель – это отличная возможность привнести в собственную творческую жизнь чего-нибудь новенького.

Впрочем, определенные недостатки тоже есть, ведь если бы пастель оказалась совершенно лишенной минусов, показалось бы странным, почему дети все же рисуют обычно чем-нибудь другим, а не этим потрясающим средством. В первую очередь, более широкому использованию пастели мешает тот прискорбный факт, что пастельные рисунки весьма податливы влиянию окружающей среды. Из-за сухой природы красителя полотно с изображением нельзя не то что сгибать – даже просто трясти, потому что покрывающая его поверхность тонким слоем картина просто осыплется, и даже если это произойдет не целиком, первоначальный замысел все равно окажется безнадежно разрушенным.

Кроме того, опасность для пастельных картин представляет и повышенная влажность, ведь заплесневеть может не только брусок пастели, но и целый пастельный рисунок. Следовательно, хранить творения из пастели в домашних условиях бывает довольно проблематично, а если ребенок определенно достиг успеха в рисовании, то его рисунки явно хочется сохранить на более продолжительный период.

Пастель игнорируется многими родителями еще и из-за того, что стоит она в некоторых случаях значительно дороже, чем те же карандаши. Качественный набор сравнительно скромной комплектации (12 цветов) может обойтись семейному бюджету в сумму до полутысячи рублей, а ведь далеко не каждые родители готовы выкладывать такие суммы на то, чтобы малыш получал всего лишь первое понятие о рисовании, пусть и в максимально комфортных условиях.

Возможно, в этой ситуации просто стоит обратить внимание на более дешевую продукцию – наборы с меньшей цветовой гаммой и не самых известных производителей найдутся в ценовом сегменте и до 200 рублей.

По крайней мере, каждый ребенок буквально обязан попробовать этот материал хотя бы раз в жизни – кто знает, а вдруг это и есть его будущее?

Виды

С выбором данного материала не все так просто – художественная пастель для рисования на бумаге выпускается сразу в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет собственное назначение. Чаще всего по консистенции пастель делят на мягкую и твердую, а то, к какому конкретному подвиду относится вещество, определяется еще на этапе производства простым изменением пропорций – либо больше красителя и меньше соединяющего вещества, либо наоборот.

Для детей чаще покупается мягкая пастель – процент краски в составе здесь максимально высок, поэтому любой рисунок, выполненный с помощью такого вещества, выглядит очень ярко и привлекательно, и, конечно же, не требует практически никакого нажатия.

За счет более высокой влажности мягкая разновидность намного надежнее ложится на бумагу, так что не нужно изобретать велосипед, чтобы сохранить картину. Тем не менее, этот материал очень сильно крошится, а ронять его и вовсе нельзя, иначе вместо мелка получится порошок.

А вот профессиональная пастель всегда твердая, из нее делают как более привычные пастельные мелки, так и пастельные карандаши. Данная субстанция значительно прочнее – она обладает настолько высокой плотностью, что кусочки можно даже затачивать, чем активно пользуются профессиональные художники, используя такой вариант для прорисовки мелких деталей, штриховки и других аналогичных целей.

Шансов, что такой брусок поломается сам, куда меньше, однако всегда стоит помнить, что след от него обладает совсем не такой привлекательной яркостью, да и далеко не на любую бумагу его стоит пытаться наносить.

Классифицируется пастель, конечно же, и по комплектации. Профессиональные художники обычно приобретают либо огромного размера наборы с десятками различных оттенков, либо покупают материал для рисования поштучно, просто пополняя те запасы, что у них уже есть, нужными цветами. Конечно, ребенку тоже можно покупать штучные пастельные мелки, однако если он только учится рисовать, а это – еще и первая его пастель, то для начала лучше приобрести сравнительно небольшой набор – 10-18 цветов, максимум – 24.

Более широкое цветовое разнообразие ребенку на начальных этапах и не нужно – он пока недостаточно развил свое видение цветов, так что широкое разнообразие оттенков скорее загонит его в тупик, нежели поможет подобрать идеальный.

Другое дело, если данное увлечение – всерьез и надолго: тогда можно брать наборы по 36-48 цветов, и хотя обойдутся они значительно дороже, стоит учитывать, что вес у них тоже куда больше. Можно однажды купить такой большой набор, а затем просто по мере надобности пополнять его поштучными оттенками.

Наконец, следует учитывать, что большинство красителей в мире созданы не только для рисования на плоскости, а еще и для украшения каких-либо трехмерных объектов, и пастель вовсе не является исключением. В частности, с ее помощью можно раскрашивать поделки, изготовленные из ткани. Например, она часто используется для придания законченного эстетического вида цветам из фоамирана.

Если говорить конкретно об этом материале, то он обладает весьма гладкой поверхностью, соответственно, краситель для него лучше выбирать мягкий, оставляющий выразительный след. Тем не менее, в данной отрасли искусства выбор пастели очень сильно зависит от того, какой именно ткани было отдано предпочтение, так что эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Состав

Помимо классической пастели, состав которой в целом уже был описан выше, существуют и другие современные варианты, ингредиенты в которых несколько отличаются от общепринятого рецепта, что позволяет получить несколько иной результат при общей похожести вещества.

Если классический рецепт всегда дает более или менее сухой мелок, то альтернативные рецептуры обычно нацелены на более влажный состав, который намного лучше соединяется с бумагой, а потому позволяет рисовать практически на любых бумажных поверхностях, да еще и с продолжительным сроком сохранения результата. Рассмотрим все альтернативные вариации пастели подробнее:

  • Масляная. Название соответствует действительности – своеобразным клеящим веществом здесь выступает льняное масло. Впрочем, сам по себе пигмент с маслом вместе не держались бы, поэтому мелки прессуют до твердого состояния. При этом присутствие жира очень заметно – мелки оставляют на пальцах жирные следы, со временем пятна могут даже проступать с обратной стороны картины. Благодаря наличию жидкого жира (относительно высокой влажности) цвета получаются более яркими, при этом оттенки трудно смешивать, а пальцем они не размазываются вообще, поскольку впитываются в бумагу, но зато о такой рисунок и не выпачкаешься, и линии на нем не поплывут.

Существует техника растушевки пастели, уже нанесенной на бумагу, при помощи растворителя на кисти или специальной палочки, в результате чего получаются картины, похожие на масляную живопись; тем не менее, любой профессионал сразу увидит отличие и оценит необычность, так что именно настоящие художники обычно используют это средство.

  • Восковая. В этом виде пастели масла нет, зато есть полимерный воск, что позволяет веществу по своим свойствам напоминать масляную пастель, но при этом стоить дешевле и намного меньше пачкаться, что делает восковые пастельные мелки идеальным подарком для детей. Благодаря специфике самого воска такой мелок рисует даже на стекле, а вот на руках никаких пятен не оставляет, да и вообще является несколько более твердым. Нередко восковую пастель используют в сочетании с привычными акварелью или гуашью, но только строго поверх краски, ведь воск воду не впитывает и не пропускает.
  • Акварельная. Этот материал и вовсе представляет собой нечто среднее между классической акварелью и пастелью. В его основе также лежит воск, но здесь этот компонент по процентному соотношению сильно проигрывает красителям, поэтому простой рисунок выглядит так, как будто его выполнили масляными мелками, а размытый – как выполненный акварелью в необычной технике.

Акварельная пастель представляет собой почти то же самое, что и акварельные карандаши, однако оставляет более яркий след и в целом мягче, а также за счет большей поверхности соприкосновения позволяет быстрее закрашивать крупные объекты.

Палитра оттенков

Чем еще хороша пастель – так это возможностью максимально тщательно подбирать нужный оттенок. Во-первых, большинство ее сортов позволяют смешивать разные цвета, создавая новые оттенки, с предельной точностью передающие художественный замысел автора будущей картины. Во-вторых, для настоящих художников промышленными предприятиями выпускается огромное разнообразие цветов, ведь в одном наборе может быть более двух сотен разных тонов, названия для которых неизвестны большинству простых людей.

Цветная пастель продается не только наборами, но и поштучно, правда, для того, чтобы отыскать нужный оттенок, придется поискать действительно крупный профильный магазин.

Еще больше разнообразить цветовую палитру можно в том случае, если учесть, что разные типы пастели отличаются большей или меньшей яркостью. Благодаря сочетанию различных рецептур можно добиться практически неограниченного количества тонов, которые заставят растеряться даже опытного художника.

В то же время следует быть аккуратным, смешивая разные составы – иногда их свойства довольно плохо совместимы.

Фирмы

При выборе любого нового для себя товара очень многие люди, не разбирающиеся в соответствующей отрасли, предпочитают положиться на имя раскрученного знаменитого бренда – дескать, раз эти ребята заслужили уважение во всем мире, значит, они точно не производят плохой продукции, и я наверняка останусь доволен. Или, хотя бы, получу неисковерканное представление о том, что пытаюсь познать. Такой подход во многом справедлив.

Если говорить о довольно дорогих и профессиональных пастелях, то обратить внимание стоит, пожалуй, на те бренды, которые можно назвать специализирующимися на такой продукции. К таковым относятся голландская компания Rembrandt и их соотечественники Talles, а также французский бренд Sennelier, знаменитый просто потрясающим выбором оттенков, насчитывающим 525 разных тонов!

Впрочем, следует учесть, что продукция всех этих марок, будучи не просто зарубежной, а еще и профессиональной, обойдется очень дорого, поэтому для детского творчества ее если и покупают, то либо очень богатые родители, либо те семьи, в которых растут настоящие юные таланты.

Можно несколько сэкономить финансы, не потеряв при этом сильно в качестве, если обратить внимание на бренды, которые не гонятся за признанием со стороны мастеров с мировым именем, но все же создают весьма качественный и относительно недорогой продукт.

Таких брендов можно насчитать несколько десятков по всему миру, для примера – корейская Mungyo или итальянская Maimeri. Знаменитая компания чешского происхождения Koh-I-Noor, в нашей стране более известная своими карандашами, делает также и пастель, которая в мире творческих людей ценится довольно высоко.

Естественно, для бюджетного использования лучше всего приобретать отечественную продукцию, поскольку в среднем она оказывается значительно дешевле зарубежной, хотя остается открытым вопрос относительно ее качества. Из российских компаний, занимающихся выпуском пастели, определенную положительную славу снискала продукция марки Olki. По крайней мере, если уж выбирать из нашего, то именно ей обычно отдают предпочтение разбирающиеся люди.

При этом нужно сказать, что этот список далеко не полон. Ассортимент ведущих мировых компаний изменяется из года в год, позиции рейтинга меняются местами, да и вообще в творчестве лучше ориентироваться на какие-то собственные критерии, а вовсе не на общепризнанные идеалы. Поэтому не бойтесь приобретать и те виды пастели, которые в нашей статье не упомянуты. Ищите свое, и, возможно, вы останетесь более довольны собственной находкой, чем советами специалистов.

Дополнительные элементы

Пастель – настолько простое приспособление для рисования, что можно не использовать вообще ничего, кроме мелков и любой подходящей поверхности, но это совсем не означает, что предпочтение обязательно нужно отдать наиболее примитивной технике.

Взять даже ту же бумагу. Хотя восковая пастель рисует на чем угодно, другие виды мелков не настолько цепки, и для них выпускаются специальные альбомы из рифленой бумаги, где даже сама текстура будет способствовать необычности внешнего вида шедевра. Кроме того, в альбомах для рисования пастелью разные листы обычно делаются не белыми, а просто определенных нейтральных оттенков, что позволяет обыграть тон основы для изображения одной из деталей рисунка.

Пастель тем и отличается от обыкновенного мелка, что позволяет использовать еще и дополнительные средства для придания результату схожести с масляной живописью.

Маленькие дети инстинктивно размазывают слой красителя по бумаге пальцем, что используется даже профессиональными художниками и позволяет лучше прочувствовать материал, однако растушевка может проводиться и при помощи других подходящих предметов. Для этого можно приобрести обыкновенные кисти для рисования разной густоты и жесткости, часто пользуются также кусочками обыкновенной губки. При этом стоит учитывать свойства не только инструмента для растушевки, но еще и самой пастели, ведь одни разновидности растушевываются легче, а другие – тяжелее, но даже те, что поддаются размазыванию, могут делать это с разным эффектом.

Наконец, было бы странным, если бы легко осыпающаяся со многих поверхностей пастель продержалась столько веков – старинные картины с ее применением просто не дожили бы до наших дней, и она, в лучшем случае, так и осталась бы вариантом для детского временного творчества. Чтобы нарисованное держалось и позволяло даже трясти полотно при транспортировке, используется специальный фиксатор, то есть закрепитель. Сегодня фиксатив выпускается промышленным способом и продается в небольших баночках, откуда через пульверизатор разбрызгивается на картину, считающуюся законченной.

Домашние умельцы утверждают, что обыкновенный лак для волос также весьма неплохо справляется с этой задачей.

Как выбрать?

В большинстве случаев пастель покупается для тех деток, которые рисовать пока не умеют вовсе, а родители хотят просто побаловать малышей яркими красками, и, возможно, заинтересовать новым хобби. Следовательно, вещество должно быть ярким, не слишком твердым, но при этом и не пачкать все вокруг.

Вполне резонным кажется также пожелание относительно того, чтобы мелок не был слишком требовательным к поверхностям, на которых будет рисовать ребенок, ведь у новичка, да еще и маленького, вряд ли найдутся дома специальные рифленые альбомы и фиксаторы. Вот и получается, что оптимальный выбор для ребенка – это восковая пастель в виде мелков, обладающая всеми желаемыми качествами. Для начала хватит небольшой палитры, сопоставимой с красками любого другого типа.

Совсем другое дело, если ребенок уже успел немного освоить технику рисования пастелью и теперь находится на этапе совершенствования навыков. Во-первых, в этом случае он уже наверняка немного подрос и получил представление об аккуратности, так что требования по минимальной маркости вещества уже не столь строгие. Во-вторых, теперь пастель должна предлагать более гибкие возможности для раскрытия разных ее свойств – где-то ее нужно будет подточить, где-то – размазать кисточкой с водой.

Не исключено также, что ни одна из разновидностей выпускаемой пастели не может обеспечить все необходимые свойства сразу, поэтому самый разумный выход – сочетать их.

Впрочем, если все эти критерии действительно востребованы ребенком, который все еще продолжает делать успехи в рисовании пастелью, значит, он уже разбирается в теме намного лучше своих родителей, и только он знает, какое именно вещество ему нужно.

Отзывы

Как правило, те родители, что предоставили своим детям возможность самостоятельно оценить все преимущества рисования пастелью, остаются довольны. Детям очень нравится эта разновидность красителя, поначалу за яркие и сочные цвета, за возможность рисования буквально пальцем, а в дальнейшем они начинают ценить еще и многообразие техник, которое позволяет максимально точно передать задуманное и создать нечто действительно неповторимое.

Критикуют пастель намного реже, да и то лишь в том случае, если подобрана она была совершенно неправильно. В таких случаях родители обычно жалуются, что она сильно сухая, не держится на поверхности бумаги, сыплется, пачкается или рассыпается в пыль при падении с высоты.

Что же касается общего развивающего эффекта для ребенка, то он в целом аналогичен использованию других распространенных материалов для рисования. Использование пастельных мелков улучшает мелкую моторику рук, развивает восприятие цветов и общее понимание окружающего мира, способствует стремительному развитию фантазии и благоприятствует более активной деятельности мозга в целом.

О том, как выбрать качественную пастель, смотрите в следующем видео.

Написать комментарий