Развитие творческих навыков у детей

Дошкольный и младший школьный возраст – время, когда в детях активно проявляется их творческое начало и желание созидать. Они сочиняют истории, проводят часы за рисованием, придумывают собственный язык. Креативность пригодится в любой, даже самой далекой от творчества профессии, и, понимая это, родители стараются прокачать способности своего чада по максимуму. Но не всегда постижение мира художеств проходит так, как они предполагают: ребенок, оказывается, не выдает мгновенно моцартовских сонат и не пишет абстракций Пикассо.

Рассказываем, как справляться с творческим развитием и помогать процессу.

Стремимся понять кроху: отличия восприятия ребенка и взрослого

Взрослые привыкли, что важнее всего именно результат их стараний. Для детей же все немного иначе. Первое время, когда малыш осознанно пытается что-то создать, например картину, он настолько увлекается процессом, что в итоге на листе оказывается совсем непривлекательное бурое пятно.

Это происходит из-за того, что крохе сперва необходимо узнать, как работают его инструменты для творчества.

Он может настолько заинтересоваться смешиванием красок, что забудет о домике, который ему было задано нарисовать. До того как обеспокоиться формой этого домика и цветом занавесок в окнах, малышу нужно понять, как получить «тот самый» зеленый оттенок. Ему нужно выверить, с каким количеством воды смешивать краску, и осознать, зачем вообще перед ним стоит стаканчик с водой.

Разумеется, все это касается не только рисования, но и любого другого творчества. Дав малышу ксилофон, вы не услышите сразу связной мелодии и даже не увидите отчетливого интереса к тому, чтобы эту мелодию создать. Сначала крохе нужно испытать, как работает инструмент и изучить его более-менее самостоятельно.

В конце концов, творчество для детей – это в первую очередь исследования и открытия, и только потом результат. Желание гордиться своими творениями приходит немного позже, когда основные процессы стали предельно понятными.

Лучший способ помочь преодолеть этот этап и начать творить – не мешать. Дайте малышу пространство и время, отвечайте на его вопросы, если он их задает.

А когда он с гордостью сыграет вам свою первую импровизацию и покажет первый коричнево-бурый ком, нарисованный дорогостоящей гуашью, контролируйте свою мимику и проявите интерес к творению. Спросите у него, какие цвета он мешал и почему, по каким брускам в ксилофоне чаще всего стучал. Дайте импульс его любознательности, и со временем результат стараний начнет волновать малыша все больше, а вас – все больше радовать.

Стимулируем возникновение идей

Еще один вопрос, который встает перед родителями, – вторичность творений ребенка. Желание рисовать одних и тех же мультперсонажей, «сочинение» истории, которую он только что услышал от родителей, но с измененными именами, бесконечные одинаковые раскраски – все это как будто бы говорит, что у крохи нет собственных идей. Как будто он совершенно не творческий человек. Все подобные переживания мам и пап понятны, но напрасны.

Ведь для того чтобы создать что-то уникальное, сперва нужно пройти этап подражания. Это, к слову, применимо не только к детям, но и ко взрослым художникам, музыкантам, писателям… Именно подражательство помогает сформировать собственное видение. Постепенно малыш будет выходить за рамки того, что уже видел или слышал, и сам станет генерировать идеи.

Чтобы помочь ему начать творить собственные шедевры, сперва помогите ему с созданием «фанфиков»: попросите воссоздать самую любимую картину или комикс, придумать приключения для героев сказки или мультфильма.

Кроме того, необходимо развивать образное мышление в целом. И здесь важно действовать не только в рамках выбранного рисования или музыки. Для работы над воображением помогут самые разнообразные игры и занятия: от обсуждения форм облаков до кукольных чаепитий. Хорошо прокачивает фантазию и конструирование – занятие, которому часто приписывают развитие навыков исключительно математических.

Полезные покупки

На самом же деле, сборка ярких фигур, не ограниченная определенными правилами, поможет ребенку осознать свои способности и больше фантазировать. Этот процесс интересно совмещать с ролевыми играми. Например, маленьким поклонницам классических сказочных мультиков от шести лет подойдет конструктор LEGO® Disney «Волшебный замок Золушки» (арт. 41154). Пока юная принцесса собирает красивый дворец, она может придумывать новые приключения для Золушки и ее друзей, а заодно и чувствовать себя царской особой. Спросите, в какой из комнат будет спать героиня, чем она будет заниматься целый день, где будет жить лошадка, куда они отправятся вместе с принцем. Пусть ребенок продолжит любимую сказку и расскажет, в чем заключается «долго и счастливо», которым закончилась знаменитая история.

Важно не ограничивать детей и не говорить, что вот так вообще-то не бывает и на самом деле все было бы по-другому. Лучше спросите, почему малышка решила, что принцесса с принцем в своем замке откроют приют для животных.

Задавая вопросы «почему?», «зачем?», «каким образом?», вы помогаете выстраивать логические цепочки, организовывать причинно-следственные связи и вместе с тем – фантазировать.

При этом детям в раннем школьном возрасте уже важно предоставлять личное пространство. Участвуйте в процессе, но позволяйте проводить малышу некоторое время наедине со своим творчеством – придумывать реплики персонажам, рисовать радуги и стучать по ксилофону.

О том, какие игры можно использовать для развития творческих способностей ребенка, смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария