Пальчиковая гимнастика для детей от 2 до 6 лет

Многие поколения взрослых играют со своими малышами в «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» и даже не догадываются, что не просто весело проводят досуг, а занимаются в эти минуты с чадом пальчиковой гимнастикой. Такая гимнастика очень полезна для становления речи, творческих наклонностей, логики и мышления, памяти, способности к обучению и восприятию. Занятия мелкой моторикой стимулируют работу многих центров коры мозга. Пальчиковая гимнастика — забава, которая полезна и приятна. О том, как проводить ее для детей от 2 до 6 лет, мы расскажем в этом материале.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика представляет собой забавную инсценировку стишков и считалочек при помощи пальцев рук. Казалось бы, ничего полезного для здоровья ребенка в таких играх нет – они лишь развлекают. На самом деле все обстоит не так. На кончиках пальцев расположено множество биологически активных точек, стимуляция которых вызывает цепочную реакцию нейронов, приводящую к стимулированию определенных отделов головного мозга. Кроме того, ребенок учится переключать внимание, улучшается координация движений и мелкая моторика.

Во время игр детям приходится произносить определенные слова одновременно с движениями пальцами, а потому происходит совместное развитие речевого центра, вестибулярного аппарата, центра мышления и логики. Функциональные возможности коры головного мозга в момент занятия находятся на высоте, систематические же упражнения отлично развивают малыша.

Психологи, педиатры и психотерапевты считают, что пальчиковая гимнастика расширяет «горизонты», развивает фантазию и воображение ребенка, стимулирует его ориентацию в пространстве. К тому же при выполнении игровых упражнений стимулируется развитие кисти и пальцев, что немаловажно для дошкольников, ведь скоро им предстоит взять в руки карандаши и ручку, им предстоит обучение письму.

Отцом-основателем этого метода считается советский педагог Василий Сухомлинский. Именно он первым обосновал и изучил воздействие пальчиковых упражнений на развитие детей и составил первое пособие по пальчиковой гимнастике.

Показания

В первую очередь упражнения пальчиковой гимнастикой показаны детям с задержкой речевого развития, нарушением звукопроизношения, стеснительным и застенчивым ребятам, которые при любом стрессовом факторе буквально «теряют дар речи». Гимнастика рекомендуется и детям, которые отстают в психоэмоциональном развитии, а также не умеют выражать свои чувства. Полезными будут упражнения для детей, страдающих частыми истериками, неврозом, гиперподвижным и гиперактивным детям, которым очень сложно на чем-то сосредоточиться.

Пальчиковые тренировки рекомендуются всем малышам без исключения с возраста 5–6 месяцев. Такие игры помогут родителям избежать многих проблем в развитии крохи. С возрастом упражнения усложняются и становятся более активными. Но в первую очередь такие игры для детей — это просто веселый досуг, совместные занятия с мамой или папой, которые создают отличный эмоциональный настрой, помогают в установлении доверительных отношений между взрослыми и малышом.

Где и как заниматься?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой. Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы.

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.

Для детей раннего возраста от полугода до 2–3 лет особенно важна стимуляция речевых центров, а потому занятия имеют огромное развивающее значение.

Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.

Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.

Пальчиковые упражнения можно делать сколько угодно раз в день. Противопоказаний гимнастика не имеет. Даже лежа в постели с температурой, ребенок вполне может захотеть вместе с мамой показать на пальчиках любую сказку или инсценировать стишок. Это поможет удержать его в постели, если доктор прописал постельный режим, а также развлечет чадо.

Виды упражнений

Как и упражнения других гимнастических комплексов, пальчиковые условно делятся на статические и динамические. Первые подразумевают умение располагать пальцы в определенном порядке, удерживать сложенные из них «конструкции». Вторые направлены на быструю смену положения пальцев, на развитие точности и реакции.

Упражнения имеют свой возрастной «ценз». Вряд ли те, что очень нравятся детям в 2–3 года, будут интересны и полезны для ребенка в 5 лет, а потому, планируя программу занятий с ребенком, обратите внимание на возрастные рекомендации.

Занятия с ребенком 2–3 лет

Самым популярным и всем знакомым упражнением для самых маленьких является та самая «Сорока-белобока», которая варила кашу, раздавала ее деткам и одного обделила. Выполняется оно очень просто: мама водит указательным пальчиком одной ручки малыша по центру ладошки второй, а затем (на раздаче каши) загибает попеременно пальцы («этому дала, этому дала, а этому не осталось»).

В раннем возрасте очень важно, чтобы упражнения не только были занимательными, но и развивали мышцы малыша. Есть ряд заданий, которые помогут в формировании эластичных мышц кисти, предплечья и плеча.

  • «Дождик». Возьмите небольшую игрушечную фигурку, подойдет игрушка из шоколадного яйца-сюрприза. Объясните ребенку, что его ручка — домик, в который может спрятаться игрушка, если начнется дождик. Попросите ребенка максимально растопырить пальчики, напрячь ладошку, установите в центр ладони игрушку. По команде: «Дождик!» ребенок закрывает ладонь, сжимает пальчики и прячет игрушку. Пальцами второй руки (ею управляет мама) начинаете постукивать по зажатому кулачку: «Кап-кап-кап стучит водичка, дождик целый день идет. В домик спрятались игрушки, дождь гулять им не дает. Завтра утром солнце встанет высоко-высоко!» Постепенно кулачок нужно разжать, растопырить пальчики как можно шире, имитируя лучи солнца и поднять ручку с пальцами-лучиками как можно выше.
  • «Мохнатые друзья». Можно использовать пальчиковый театр, а можно просто нарисовать на пальчиках ребенка мордашки зверей. Загибать пальцы начинают с мизинчика, перечисляя знакомых зверей: «Вот котенок, вот цыпленок, вот мышонок, вот тигренок». Когда остается лишь большой пальчик, им смешно шевелят из стороны в сторону при зажатых остальных, приговаривая: «Кто ж такой идет спросонок? Милый, добрый медвежонок!»
  • «Детки спят». Расскажите малышу, что его пальчики — это маленькие детки. Для наглядности можно «украсить» их бантиками или «чепчиками» из ткани или бумаги, подойдут на крайний случай и колпачки от пузырьков. Ребенок сжимает руку в кулачок. Мама читает: «Детки наши крепко спят. Мирно носики сопят. Мы их будем поднимать, чтобы деток подсчитать!» После этого вместе с малышом начинаете разгибать пальцы, начиная с большого, со счетом: «Раз, два, три, четыре, пять. Нужно деткам погулять». Поднимаете руку с разжатыми пальцами как можно выше над головой. Потом опускаете и начинаете снова загибать их в кулачок, начиная с большого пальца, со словами: «Тихо, мыши, не шумите, наших деток не будите. Будет солнышко вставать, будем с детками играть».
  • «Пироги». Малыш изображает, что лепит тесто, месит его. При этом все пальчики на обеих руках ритмично сжимаются и разжимаются, работают и кисти, и запястья. Мама читает: «Тесто лепим, тесто месим, будем печь мы пироги! И с малиной, и с калиной, и с капустой пироги». Ребенок изображает, сложив ладошки лодочками, форму пирожков, меняя руки. Мама читает: «Ароматный пирожок — самый лучший наш дружок. Не одни его съедим, всех на свете угостим!» Далее можно начать зажимать пальчики, перечисляя, кого бы малыш хотел угостить пирожками: папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, друга из детского сада и т. д.

Игровая гимнастика для 3–4 лет

Для детей в этом возрасте важно прорабатывать статические позиции и не спешить. Сами упражнения для этой возрастной категории становятся более сложными, например, можно просить ребенка показать руками, как распускается подснежник в сказке «Двенадцать месяцев», как распускается цветок тюльпан, как смешно торчит одуванчик. Это будет развивать не только кисти и моторику, но и образное мышление.

В 4 года ребенок вполне может сам устроить для мамы и младших братьев и сестер пальчиковый театр, задача взрослых — научить его этому. Инсценировать слишком сложные сказки в этом возрасте еще сложно, но вот отдельные их фрагменты или стихи — пожалуйста. Придумать можно что угодно. Рассмотрим несколько готовых решений.

  • «Обиженная кошка». Ребенок складывает руки по типу кошачьих лап: прячет «когти», поджимая пальцы внутрь кулачка. Мама читает: «Как на нашем на окошке целый день сидела кошка». Ребенок начинает мягко разжимать и сжимать кулачок. Это нужно делать как можно пластичнее, с кошачьей грацией. Мама продолжает: «Уходи скорее, кошка, мы хотим закрыть окошко!». На этих словах малых снова зажимает кулачки. «Кошечка обиделась — показала коготки!» На этих словах малыш должен разжать пальчики и изобразить когти кошки, напряженно сжимая пальцы с изгибом в каждой фаланге.

Возможно, это получится не сразу, но не стоит переживать — рано или поздно «когти» будут как настоящие.

  • «Комарик». Попросите ребенка изобразить пальцами комара. Для этого сжимает кулачок, потом на стол опускается указательный палец. Это будет хоботок. Далее нужно разжать и опустить на стол мизинец и большой пальчик. Получится комарик, который сидит на столе. Задача малыша — передвигая пальцы по столу, догнать мамину руку и ужалить «хоботком». Мама может прятать руку и даже прихлопнуть «комарика». Это упражнение отлично развивает мышцы кисти, что поможет ребенку легче рисовать, лепить и осваивать письмо.
  • «Новый год». Показывать в этом стихе нужно каждое действие:
    • «Новый год идет неслышно (ребенок показывает идущий снег, пальчиками складывает снежинки).
    • Елку наряжать пора (малыш показывает шарики, создавая их из кистей и пальцев рук, и показывает, как их развешивают на елке).
    • И большие, и малышки ждут чудес и волшебства (ребенок показывает больших, маленьких и «волшебство»).
    • Дед Мороз спешит с подарком (ребенок показывает пальцами идущего человечка и потирает ладошки).
    • Будет Дедушке нежарко, мы подуем на него, новогоднего!» (ребенок дует на воображаемого Деда Мороза, машет руками быстро-быстро).

Упражнения для 4–6 лет

В этом возрасте пальчиковые упражнения потребуют не только сложных «конструкций» из пальчиков, но и заучивания стихов и считалок. Начинайте новое упражнение с медленного темпа, а когда ребенок запомнит все, постепенно убыстряйте выполнение упражнения. Предлагаем ознакомиться с несколькими интересными упражнениями для этого возраста.

  • «Ежик». Это очень известное упражнение, которое нравится детям за динамику и подвижность.
    • «Подушка с иголками лежала под елками (ребенок показывает подушку, складывая ладошки, а потом делает из пальцев замок, пальчики при этом статично торчат в стороны).
    • Подушка лежала и побежала» (ребенок собирает руки в открытый замок и быстро-быстро шевелит пальчиками).
  • «Гусеница». Историю про гусеницу можно инсценировать по словам, но для начала рекомендуется освоить базовые действия гусенички. Указательный пальчик ребенка — это гусеница. Ладошка второй руки – листик. Читаем стихи, а ребенок изображает движения гусенички по листику: «На листочке поселилась, грызла-грызла целый день, нашей гусеничке малый вкусный листик грызть не лень». Ребенок складывает из ладошек кокон, мама продолжает: «Кокон, белый и красивый, рано утром на листке появился, вот так диво — что за кокон вдалеке?» Ребенок складывает их ладоней бабочку и изображает ее быстрый полет, машет кистями: «Гусеница преобразилась — в бабочку прекратилась».
  • «Аквариум». Опустите в тазик с водой свои руки и руки ребенка. Попросите его изобразить рыбок, крабов, раков, осьминога и даже акулу. Просто мытье рук вполне можно превратить в забавную и полезную игру для развития моторики и мышления.
  • «Домик». Это упражнение потребует от ребенка быстроты реакции. Показывать нужно каждое слово стишка в темпе его прочтения. Постепенно стишок нужно читать все быстрее, чтобы движения также становились быстрыми. Дайте ребенку проявить фантазию в изображении отдельных слов. «Строим домик, так-так, ставим стены и крылечко, вот окошко, вот чердак, из трубы — дым колечком. Мы окошко отворим, всех соседей пригласим, приходите, приходите, мы вас чаем угостим. Чай горячий, ароматный, очень вкусный и приятный».

В дошкольном возрасте можно инсценировать целые истории. Средний и указательный пальцы рук создают образ человечка, можно нарисовать на руке его личико, придумать для него предметы одежды. Два руки — два человечка. Это дает возможность поставить самые разнообразные сказки. Если объединить усилия с друзьями, мамой, папой, бабушкой, то можно поставить большие сказки с большим количеством персонажей.

Главное — не только придумать для них интересные действия и движения, но и заучить роли. Будет хорошо, если ребенок научится запоминать как стихи, так и прозу. Это существенно облегчит ему обучение в школе.

Полезные советы

Больше узнать о пальчиковой гимнастике, а также подобрать новые интересные упражнения с учетом возрастных особенностей родителям помогут книги по этой тематике:

  • О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей до трех лет»;
  • И. Мальцева «Пальчиковые игры от рождения до 3 лет»;
  • О. Новиковская «Логоритмика для дошкольников»;
  • Т. Трясорукова «Вместе с мамой играем пальчиками»;
  • А. Хвостовцев «Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет».

Большинство этих книг при желании можно найти в интернете. Они изложены простым языком, хорошо и красочно иллюстрированы, могут применяться как преподавателями и воспитателями детских садов, так и родителями в домашних условиях. Любая из этих книг станет отличным и полезным подарком от родителей на день воспитателя или 8 Марта.

В следующем видео вас ждут пальчиковые игры для малышей.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.