Зарядка для детей: виды и лучшие упражнения

Проводить зарядку нужно с детьми с момента, когда они хорошо освоили навык хождения, и постепенно продлевать тренировки. Заложив основы здоровья в детстве, можно лишить ребенка проблем в будущем, укрепив его организм и побудив заниматься правильным делом. Утренняя зарядка должна быть проведена по всем правилам, для чего не обойтись без правильно подобранных упражнений, которые для каждого возраста будут отличаться.

Особенности

Зарядка для детей любого возраста очень важна, особенно если она проводится систематически, при помощи и поддержке со стороны родителей. Гимнастика должна включать в себе нетяжелые упражнения, которые помогут крохе проснуться. Обычно рекомендуют вводить физическую активность такого рода с двух лет, когда ребенок уже хорошо ходит и имеет достаточную координацию движений для выполнения простейших заданий вместе с родителем. Детская гимнастика должна включать в себя элементы игры, быть веселой и увлекательной, чтобы малыш сам пожелал в ней участвовать.

Гимнастические упражнения стоит давать аккуратно, удостоверившись, что ребенок безболезненно и без особого труда сможет все выполнить. Для малышей важно давать посильные задания, обязательно облеченные в игровую форму. Интересная и смешная игра позволит выполнить все поставленные задачи быстро, и при этом не сильно устать. Очень важно, чтобы занятия с ребенком проходили регулярно, что в первую очередь зависит от родителей. Нужно постараться мобилизовать всю семью, чтобы у малыша всегда была помощь, поддержка и дополнительный пример для подражания.

Проводя утреннюю зарядку с детьми дошкольного возраста, кроме игровых заданий, стоит давать физические упражнения в разных положениях: стоя на ногах, сидя на полу, лежа на полу. После активных игр и комплекса для разминки можно дать детям немного отдохнуть, для чего хорошо подходит партерная гимнастика. Если же появляются признаки скуки, стоит сменить вид деятельности. Ритмическая гимнастика в этом случае поможет переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом помогая освоить навыки музыки и танца.

Оздоровительная направленность утренней зарядки в первую очередь ориентирована на то, чтобы все время поддерживать организм ребенка в активном состоянии, особенно это актуально для малоподвижных детей. При недостатке движения может развиваться большое количество заболеваний, которые уходят при регулярных занятиях с ребенком. В случае наличия каких-либо проблем существуют специальные комплексы, разработанные для проблемных аспектов здоровья малыша. Есть упражнения, разработанные для профилактики плоскостопия, сколиоза, ожирения и других распространенных проблем.

Родители должны четко понимать, с чем они имеют дело, а также знать полную картину состояние здоровья своего ребенка, чтобы правильно подобрать комплекс упражнений. Если ребенок не хочет делать зарядку, ни в коем случае нельзя его заставлять – это лишь усилит отторжение. В любом деле нужно найти правильный подход, ведь у каждого малыша есть любимые мультипликационные герои, и почти для каждого из них придуманы песенки или даже снят на видео комплекс зарядки с участием детей сходного возраста. Если личный пример родителя не вдохновил ребенка, можно попробовать использовать именно его интересы – это срабатывает почти всегда.

Для проведения утренней зарядки стоит выделить конкретное помещение или его часть, где будет достаточно места для перемещения, не будет опасных, бьющихся или некрепко стоящих предметов. Необходимо подготовить инвентарь, который пригодится в работе, и умело его использовать. Дома не всегда есть возможность провести полный комплекс упражнений ввиду соседей снизу, потому можно делать зарядку на улице, где ничего мешать не будет.

Ежедневные тренировки позволят родителям и детям пребывать в отличной физической форме, начинать день с хорошего настроения и успешно продолжать его до самого вечера, будучи бодрыми и веселыми.

Физкультура по возрастам

Практически все знают, что делать зарядку полезно, но не всем известно, в чем заключается особенность работы с детьми разного возраста. Для маленьких детей подбирается особый комплекс упражнений, существует свой темп и нагрузки, в зависимости от возраста регулируется длительность зарядки. Непосредственно гимнастика будет проводиться с детьми после года, ближе к двум, но и малышей с трех-четырех месяцев также можно физически развивать – даже если педиатр не рекомендовал сеансы массажа, лишним он точно не будет.

Профилактический массаж для грудных детей сводится к поглаживанию, которое помогает ускорить кровоток и насытить организм полезными веществами. Чтобы кроха получал больше удовольствия от таких занятий, стоит ему читать стишки или напевать песенки. Голос мамы успокоит малыша и сделает массаж более комфортным. Когда грудничок привыкнет к такому воздействию со стороны мамы, стоит переходить к более активным элементам, где нужно будет сгибать и разгибать ручки и ножки. Это и будут первые азы гимнастики для малыша.

Дополнительными элементами, которые можно использовать в этом возрасте, будет фитбол и массажный коврик. При помощи мяча можно катать ребенка на спине и животе, вперед и обратно, из стороны в сторону. Это помогает разработать вестибулярный аппарат и поочередно расслаблять и напрягать определенные мышцы. Прежде чем начинать гимнастику с таким маленьким ребенком, нужно проконсультироваться с педиатром и массажистом, чтобы получить наиболее полный комплекс знаний, который поможет в развитии крохи.

Как только ребенку исполнился год, его активность становится в разы выше, потому важно принимать меры. В зарядку для малыша включаются активные игры, где нужно что-то сделать, принести, подать, найти и сложить. К двум-трем годам развитие ребенка во всех сферах значительно совершенствуется, и теперь с ним можно начинать проведение полноценного комплекса тренировок.

В этом возрасте дети начинают ходить в детский сад, где занятие утренней гимнастикой входит для них в привычку, потому дома родители должны делать то же самое.

В детском саду есть специалисты, точно знающие, что и в каком количестве давать детям определенного возраста, потому мама может посоветоваться с ними по поводу наиболее важных и нужных упражнений, которые следует давать дома. Для начинающих важно четко регулировать время выполнения зарядки. Первые уроки длятся не более трех минут, а после их продолжительность доходит до пяти. Дети старше трех лет уже могут осилить более сложные комплексы, потому для средней возрастной группы предусмотрены другие упражнения.

Для дошкольников в 4-5 лет длительность зарядки может доходить до восьми минут, в которые должны войти спортивные упражнения на координацию и гибкость, а также ролевые игры, в конце делается акцент на растяжку и расслабление организма. Дети, готовящиеся к поступлению в первый класс, в возрасте 6-7 лет должны легко выдерживать утреннюю гимнастику от 10 до 12 минут, при этом выполняя более сложные задания, которые уже включают несложные упражнения на силу, в обязательную программу также входит комплекс на ловкость, скорость, координацию и гибкость.

Дети, поступившие в первый класс, не должны нарушать свой привычный распорядок дня, привитый садиком, потому занятия по утрам важно оставить. Подросший и окрепший организм в состоянии выдержать тренировку в 10-15 минут, при этом она будет по большей части направлена на работу мышц всего тела, практически исключая игры. Чтобы ребенок не застаивался на месте и у него всегда был интерес и желание делать зарядку, стоит включать в нее элементы из других видов спортивной деятельности:

  • йога;
  • фитнес;
  • прыжки на батуте;
  • занятия в бассейне.

Хорошо можно разнообразить тренировку при помощи спортивного инвентаря:

  • потренироваться на кольцах или со скакалкой;
  • сделать комплекс упражнений с палкой или обручем;
  • поработать на шведской стенке.

Правильно подобранные упражнения, музыкальное сопровождение и инвентарь позволят в течение длительного времени поддерживать интерес ребенка к занятиям и помогут ему вырасти здоровым и активным.

Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста

Комплекс для детей раннего возраста должен включать в себя набор простых, но нужных для полноценного развития упражнений, которые можно проводить в игровой форме. К ним можно отнести следующие упражнения.

  • Потягушки. Выполняется серия из 4 упражнений. Из основной стойки (ноги врозь, руки вниз) нужно сначала подняться на носки и потянуться руками вверх, затем опуститься в основную стойку. Второй этап – ноги в той же позиции, правая рука кладется на пояс, а левой нужно потянуться вправо, после чего вернуться в основную стойку. Далее второй этап выполняется наоборот – левая рука на поясе, правой потянуться влево, вернуться в основную стойку. Напоследок – ноги в той же позиции, туловище делает наклон вниз с касание пола руками, внизу нужно расслабиться и медленно подняться вверх, сделав вдох.
  • Приседания. Основная позиция выглядит так: ноги врозь, руки на поясе. Сначала выполняется присед, ноги согнуть до угла 90 градусов и вытянуть вперед руки, после чего вернуться в основную позицию. Корпус немного наклоняется вперед во время приседа, при этом важно расправить плечи, чтобы спина была ровной, пятки от пола не отрываются. Можно делать упражнение в парах, с использованием мяча, который дети будут передавать друг другу во время приседа.
  • Крутим педали. Основное положение: лечь на коврик спиной, руки вдоль туловища, ноги вверх. Задача – имитация езды на велосипеде, когда ноги крутят педали вперед, а затем в обратную сторону. Можно попробовать сделать ножницы, скрещивая между собой ровные в коленях ноги попеременно.

В этом возрасте уже нужно начинать проводить упражнения на равновесие и координацию.

  • Ходьба по низкой лавочке или самодельному сооружению такого типа, устойчивому и безопасному для ребенка. Необходимо пройти от начала и до конца, не спрыгнув с возвышенности.
  • Переступание через предметы. Можно выложить в ряд от 3 до 5 предметов на небольшом расстоянии и попросить ребенка пройти по дорожке, переступая все, что будет лежать перед ним, не зацепив и не перевернув ни один объект. Вместо игрушек можно натянуть веревку или держать на небольшой высоте палку, через которую ребенок должен переступить несколько раз туда и обратно.

В этом возрасте можно давать несложные упражнения на пресс в виде поднимания и опускания ног, лежа на полу: правая и левая поочередно и две ноги вместе.

Для детей дошкольного возраста важно проводить время весело и активно, потому на протяжении всего занятия должно быть музыкальное сопровождение, которое будет по душе ребенку.

Кроме спортивных упражнений, важно дать возможность поиграть всем вместе, в чем поможет игра в паровозик, где дети выполняют разные задачи, держась друг за друга и двигаясь в определенном направлении.

Зарядка для младших школьников

Дети, которые только пришли в школу, должны справляться с новыми для себя нагрузками как физическими, так и психологическими, потому комплекс зарядки должен базироваться на изменениях, вошедших в жизнь ребенка. Поэтому ободряющая разминка, проводимая каждое утро, поможет школьнику быстрее проснуться и подготовиться к наступающему дню, быть более внимательным и успешным в школе. Задача родителей в этой ситуации такая же, как и ранее – помочь ребенку адаптироваться к новой среде и обучить тем приемам, которые ему понадобятся, давая строевые и релаксационные упражнения. Чтобы комплекс утренней тренировки был максимально полным и эффективным, он должен включать следующие элементы.

  • Разминка шеи, наклоны по сторонам, вперед и назад, полукруг и полный круг в каждую сторону. Все движения выполняются в спокойном темпе, без рывков. Оптимальным отрезком времени будет 1-2 минуты.
  • Разминка плечевого пояса. Поднимание и опускание плеч, сначала работа поочередно правым и левым плечом, потом двумя одновременно. Затем выполнение круговых движений поочередно каждой рукой, потом двумя вместе, вперед и назад.
  • Разминка рук. Положение рук разноименное – одна вверху, вторая внизу, смена положения происходит в среднем темпе. Важно максимально вкладываться, хорошо вытягиваясь вверх одной рукой, и так же тянуться вниз другой.
  • Работа над мышцами спины и пресса. Наклон туловища поочередно вперед-назад, а также вправо-влево, после чего провести круг корпусом по часовой стрелке и против нее. Также можно поднять руки вверх, соединив их в замок, и наклоняться в стороны, проводя упражнение не спеша, до максимального уровня наклона.
  • Смена вида деятельности – работа ног. Выполнение прыжков: на правой ноге 5 раз, потом столько же на левой, и завершить тем же количеством на двух ногах, отрывая стопы от пола одновременно.
  • Приседания. Для этого возраста достаточно будет 10 приседаний. Важно смотреть за правильностью выполнения задания, положением пяток и спины.
  • Упражнения на силу – отжимания. Для младшего школьного возраста лучше давать всем детям, без учета половой принадлежности, так как это общеразвивающее упражнение, полезное всем. Минимальным количеством будет 3 раза, максимальным – 5 и более, по желанию.
  • Мостик. Выполняется из положения лежа на спине при помощи постановки рук возле головы, а ног – недалеко от ягодиц, после чего нужно поднять туловище вверх. Когда мостик будет получаться стабильно хорошо, можно пробовать делать его из положения стоя, при помощи опоры: шведской лестницы или стены, по которой можно как спуститься на пол, так и подняться с него.
  • К концу зарядки нужно провести комплекс, направленный на гибкость, такая растяжка будет включать в себя наклоны из положения сидя на полу с расставленными врозь ногами к правой и левой конечности поочередно. Можно добавить наклон вперед, где сразу кладутся локти, а далее ровные руки тянутся как можно дальше вперед.
  • Заканчивать зарядку нужно спокойными упражнениями, для чего подойдет разминка кистей рук и стоп. При помощи вращательных движений нужно размять руки и ноги, тем самым успокоив организм, приведя сердцебиение в норму и полностью восстановившись после зарядки.

Если утренняя зарядка стала для ребенка обычным делом, важно поощрять его за правильные порывы. При наличии большой семьи или друзей, также поощряющих проведение утренней гимнастики, можно провести флэшмоб, в котором обязательно примут участие и простые прохожие – важно лишь организовать подобное мероприятие в относительно людном месте. Совместный труд с ребенком и понимание его желаний даст отличный результат, когда занятия по утрам станут маленькой семейной традицией.

Подбирая комплекс упражнений, стоит учитывать и тот спортивный инвентарь, который есть дома. Мальчики с удовольствием включат в зарядку комплекс упражнений с гантелями, а девочкам понравятся элементы фитнеса, где используется степ-платформа, эспандер или фитбол. Приобрести все необходимое можно в любом большом супермаркете, не потратив при этом огромных средств, зато получив отличный результат в виде хорошего здоровья вашего ребенка.

Чтобы от зарядки был прок и родителям, стоит проводить утренний комплекс с ребенком, а вечерний – отдельно для себя, куда включать более сложные упражнения. Школьника же в вечернее время лучше определить в спортивную секцию, где он будет получать новые навыки и умения, а также совершенствовать старые, тогда в скором времени он сможет радовать родителей своими успехами. Занятия спортом будут только способствовать проведению утренней гимнастики, которая, в свою очередь, поможет ребенку чувствовать себя лучше в течение всего дня.

Таким образом, чтобы быть здоровым, в любом возрасте нужно делать зарядку. Для детей она наиболее важна и нужна, потому родители должны положить все силы на то, чтобы обеспечить чадо всем необходимым, а главное – своим вниманием и участием в процессе. Найти подходящий комплекс можно в интернете, вычитать в книгах о физическом воспитании детей разного возраста или же придумать самому, учитывая особенности характера своего ребенка, его возраст, уровень физического развития и состояние здоровья.

Такая забота о подрастающем поколении даром не пройдет, и повзрослевший здоровый ребенок обязательно поблагодарит за то внимание, которое уделили ему родные, чтобы сделать его здоровым и полноценным членом общества.

Комплекс упражнений для правильной осанки школьников смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария