Дальнозоркость у детей

Дальнозоркость или гиперметропия – это один из видов аномалии рефракции. Характеризуется данная патология тем, что световые лучи, проходящие через прозрачные среды глаза, фокусируются не на сетчатке, как должно происходить в здоровом глазу, а в плоскости, условно расположенной позади нее. Последствием такого нарушения может быть значительное ухудшение способности четко различать объекты, которые находятся вблизи от глаз.

Дальнозоркостью могут страдать как взрослые люди, так и дети самого разного возраста. Детская гиперметропия имеет свои особенности клинического течения и применения терапевтических методик.

Клиническая картина дальнозоркости у ребенка

Офтальмологический термин «гиперметропия» происходит от греческих слов: hyper – «сверх», metron – «мера» и ops – «глаз». Исходя из этого, можно сказать, что такая аномалия представляет собой некое несоответствие размеров органических структур глаза друг другу, что, естественно, влечет за собой формирование ряда стойких функциональных нарушений.

Они могут быть разной степени выраженности, а также носить физиологический характер.

Слабая степень

Слабая степень дальнозоркости в детском возрасте может не иметь ярко выраженной симптоматики, которая бы существенно влияла на развитие ребенка, так как за счет напряжения аккомодации сохраняется достаточный уровень остроты зрения как вблизи, так и вдаль.

При гиперметропии средней степени ребенок практически без особых усилий различает объекты, находящиеся на достаточно большом расстоянии от него, но, при этом он может испытывать трудности, рассматривая близко расположенные предметы. Может наступить быстрая усталость глаз, головные боли (характерный признак гиперметропии – боль в области надбровных дуг), изображение может стать мутным и нечетким.

Испытывая подобный дискомфорт, ребенок неосознанно пытается отойти от объекта или отодвинуть его от себя, чтобы лучше разглядеть.

Высокая степень

Высокая степень гиперметропии клинически имеет более выраженные проявления. Здесь снижается острота зрения как вблизи, так и вдаль. Все вышеперечисленные признаки являются достаточным поводом для беспокойства и незамедлительного обращения за помощью к офтальмологу.

Если вовремя ребенку с высокой степенью врожденной гиперметропии не назначить соответствующее лечение, то, скорее всего, у него разовьется косоглазие. Это происходит из-за того, что малыш вынужден постоянно напрягать глазодвигательные мышцы, сводя глаза к носу для того, чтобы достигнуть более четкого видения близко расположенных объектов.

Если и эту патологию оставить без должного внимания, то велика вероятность формирования амблиопии или «ленивого глаза». Это функциональное нарушение зрительного аппарата практически не поддается коррекции и нуждается в длительном лечении, поэтому офтальмологи настоятельно рекомендуют родителям не затягивать с обращением за квалифицированной помощью.

Кроме функциональных дефектов, дальнозоркость у ребенка часто провоцирует развитие офтальмологических заболеваний воспалительного характера, таких как:

  • блефарит (воспаление век);
  • конъюнктивит (воспаление конъюнктивы – слизистой оболочки глаза);
  • ячмень (воспаление волосяного фолликула в толще века);
  • халязион (уплотнение в толще века, связанное с патологическим увеличением мейбомиевой железы).

Это объясняется тем, что дети, испытывая зрительную усталость и жжение в глазах, часто трут их руками, нередко занося туда инфекцию. Статистика свидетельствует о том, что практически у 90% детей в возрасте младше 4-х лет имеет ту или иную степень гиперметропии. Данный вид рефракционной аномалии в таком возрасте носит естественный физиологический характер.

Среди детей младшего школьного возраста и подростков от 12 до 14 лет заболеваемость дальнозоркостью достигает 30%.

В здоровом глазу световые лучи должны сходиться в пучок строго на поверхности сетчатки. Только при соблюдении этого условия изображение, которое преобразует зрительный анализатор, не будет искаженным.

При дальнозоркости траектория световых лучей такова, что условно они могут «сойтись» только за поверхностью сетчатки, поэтому ребенок видит близко расположенные предметы не размыто. Если какое-либо нарушение рефракционных свойств глаза компенсируется за счет напряжения аккомодации, то речь идет о скрытой гиперметропии. Если зрительный дефект не поддается коррекции, то такой вид гиперметропии называется явным.

В зависимости от возрастных пределов формирования гиперметропии, различают несколько ее основных форм:

  • детская физиологическая;
  • врожденная;
  • возрастная (пресбиопия).

Также различают три разновидности гиперметропии по степени необходимой коррекции (величине коррегирующих линз):

  • слабая степень – ниже +2 D;
  • средняя степень – ниже +5 D;
  • высокая степень – выше +5 D.

Механизм развития

Рефракцией называют способность оптического аппарата глаза, который состоит из нескольких органических элементов, преломлять световые лучи. Степень преломления лучей зависит от нескольких факторов:

  • уровень кривизны хрусталика или его способности менять свое пространственное положение, при этом изменяя направление световых лучей, проходящих через прозрачные среды глаза;
  • форма роговицы, так как она также является преломляющей средой и влияет на траекторию световых лучей;
  • расстояние между поверхностью роговицы и хрусталика;
  • передне-задний размер глазного яблока, который представляет собой расстояние от роговицы глаза до так называемого желтого пятна (область наилучшего видения), расположенного на поверхности сетчатки.

Таким образом, можно сделать вывод, что решающее влияние на рефракцию глаза оказывают его преломляющая способность и передне-задний размер глазного яблока. Оптический аппарат человеческого глаза имеет достаточно сложное строение, он включает в себя хрусталик, роговицу, камерную влагу, а также стекловидное тело.

Направляясь на сетчатку, световой луч проходит сквозь ряд органических структур глаза, имеющих преломляющие свойства, которые были перечислены выше.

Существует понятие «физиологическая дальнозоркость новорожденных», которая может достигать от +2D до +4D. Она обусловлена недостаточным передне-задним размером глазного яблока. Наличие гиперметропии +4D у грудничка свидетельствует о физиологической зрелости.

Увеличение степени гиперметропии может быть признаком микрофтальма или сопутствовать другим врожденным деффектам зрительного аппарата, например:

  1. катаракте (помутнение хрусталика);
  2. колобомам (отсутствие части какой-либо оболочки глаза);
  3. аниридии (отсутствие радужной оболочки глаза);
  4. лентиконусу (нарушение формы хрусталика, при котором он принимает шаровидную или конусовидную форму).

В процессе взросления ребенка меняются размеры глазного яблока и пропорции органических структур глаза до нормальных показателей. Поэтому, чаще всего, гиперметропия к 12-13 годам преобразуется в эмметропию (нормальная рефракция).

Если по каким-то причинам глазное яблоко ребенка задерживается в росте, не соответствуя своей возрастной норме, то формируется гиперметропия, если, наоборот, чрезмерно прогрессирует в своем развитии, то формируется миопия (близорукость). Причины, которые провоцируют отставание роста глазного яблока, еще в полной мере не изучены.

Однако большей части людей, страдающих гиперметропией, удается примерно к 40 годам компенсировать сниженную функциональную активность цилиарной мышцы глаза, отвечающей за положение хрусталика в пространстве.

Также дальнозоркость может быть следствием афакии – врожденного или приобретенного патологического состояния глаза, которое характеризуется полным отсутствием хрусталика. Обычно данное явление имеет место в результате проведения операции по удалению поврежденного катарактой хрусталика. Также афакия может быть связана с разного рода механическими травмами глаза или вывихом хрусталика.

При афакии преломляющая способность глаза снижается весьма значительно, поэтому зрение может упасть да самых крайних показателей (примерно 0,1 при норме 1).

Диагностика и лечение

Дальнозоркость у детей можно выявить во время осмотра у офтальмолога. Во-первых, определяется острота зрения при помощи визометрии. Данный вид исследования для детей, страдающих дальнозоркостью, проводится с использованием пробных плюсовых линз. Также офтальмологом назначается проведение исследования рефракции глаза ребенка, его можно провести двумя способами: с помощью скиаскопии или рефрактометрии.

Скиаскопия – объективный метод определения рефракции глаза. Данный вид диагностики проводится с помощью специального прибора – скиаскопа, который представляет собой зеркало с рукояткой, с плоской и выпуклой поверхностью по двум сторонам. Точные диагностические данные возможно получить только при наличии циклоплегии (медикаментозный паралич аккомодации, достигаемый вживлением в глаз средств, блокирующих деятельность парасимпатических нервов). Скиаскопия подходит для исследования рефракции у маленьких детей, которым провести рефрактометрию достаточно проблематично.

Лечение гиперметропии может быть как консервативным (очковая или контактная коррекция, аппаратное лечение, зрительная гимнастика, медикаментозная терапия, включающая в себя витаминотерапию и курс применения лечебных глазных капель), так и хирургическим.

Если у ребенка нет серьезных жалоб, характер зрения не нарушен, а острота его зрения достигает 0,9-1, то в таком случае коррекция не показана, а офтальмолог может порекомендовать время от времени в домашних условиях проводить с малышом зарядку для глаз в целях профилактики развития рефракционных аномалий. Кроме очковой и контактной коррекции, хорошим терапевтическим эффектом обладает аппаратное лечение и физиотерапия.

Во время прохождения курса аппаратного лечения ребенку может быть назначена витаминотерапия, оказывающая общеукрепляющий эффект на весь зрительный аппарат, а также другие медикаментозные средства, положительно влияющие на развитие рефракционных способностей зрительного аппарата.

Известный в России и за ее пределами педиатр Комаровский не раз касался в своих обсуждениях темы детской дальнозоркости.

Залог успешного лечения детской дальнозоркости – это своевременное обращение за квалифицированной помощью к специалисту.

При выполнении всех назначений и соблюдении правил коррекции этой рефракционной аномалии, к подростковому возрасту можно восстановить зрение до здоровых показателей.

Мнение врачей о лечении дальнозоркости у детей узнаете из следующего видео.

Спорт при дальнозоркости

Детям, страдающим гиперметропией слабой степени, рекомендованы занятия спортом, для которого характерна периодическая смена фокусировки взгляда на дальние и ближние объекты, например, футбол, баскетбол, теннис и подобные. Благодаря регулярным занятиям данными видами спорта возможно не только добиться улучшения аккомодационных способностей глаза, но и стимулировать интенсивное кровообращение всей зрительной системы и глазодвигательного аппарата, а также препятствовать дальнейшему формированию патологических изменений в глазном яблоке.

Чтобы добиться максимального терапевтического эффекта от занятий спортом, необходимо, чтобы одна тренировка длилась не менее 30 минут.

Родителям, детям которых диагностировали гиперметропию средней степени, необходимо иметь в виду, что занятия физкультурой для ребенка должны иметь некоторые ограничения, особенно это касается легкоатлетических упражнений. Лучше, если базовый курс школьной физкультуры будет дополнен специальными упражнениями, укрепляющими мышечный аппарат глаза. Так или иначе, этот вопрос следует подробно обсуждать с офтальмологом, на основе его рекомендаций корректировать программу физического воспитания ребенка.

Для детей с высокой степенью гиперметропии существует ряд ограничений по поводу возможности заниматься определенными видами спорта. Например, им крайне не рекомендуется играть в футбол, заниматься какими-либо единоборствами или тяжелой атлетикой, кататься на лыжах. Это связанно с тем, что при регулярных нагрузках такого рода весьма велик риск полной потери зрения, поэтому детям, страдающим данным недугом, следует найти для себя другие увлечения.

В крайне тяжелых формах дальнозоркости офтальмологом может быть наложен запрет на любые занятия спортом.

Детям с дальнозоркостью, полезны регулярные прогулки на свежем воздухе. По пути можно просить ребенка рассматривать различные объекты, находящиеся от него на разном расстоянии. Эти простые действия при условии их регулярного выполнения помогут укрепить глазные мышцы и повысить остроту зрения.

Упражнения для глаз при гиперметропии

Зарядка для глаз показывает отличное терапевтическое действие при всех видах аномалий рефракции у детей.

Особенно полезно регулярно выполнять упражнения зрительной гимнастики детям, глаза которых регулярно подвергаются чрезмерной нагрузке (длительная работа за компьютером, чтение, неправильное положение за партой в школе и другие).

Правильное и систематическое выполнение подобных упражнений способствует улучшению кровообращения в шейном отделе позвоночника и в глазодвигательной мышечной системе, а также тренировке аккомодационных возможностей глаза.

Данные упражнения помогут снять зрительную усталость и препятствуют дальнейшему развитию зрительной аномалии, тем самым помогая хотя бы частично вылечить недуг.

  • Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Ребенок должен постараться максимально расслабить веки. Приложите к глазам малыша свои ладони или, если он достаточно взрослый, попросите его самого закрыть глаза руками, но не сильно прижимать их к глазам. В таком положении он должен провести 2-3 минуты. Этим обеспечивается отдых и расслабление для глаз. Далее попросите ребенка подвигать глазами в разные стороны, не поднимая век.
  • Ребенок должен постараться представить, что на его носу закреплен карандаш, которым необходимо в воздухе написать свое имя или нарисовать что-нибудь.
  • Предложите малышу встать, вытянуть руки перед собой, развести пальцы как можно шире и постараться рассмотреть объекты, которые находятся в этих промежутках. Через несколько минут пусть постарается перевести свой взгляд на пальцы и рассмотреть их. Повторить упражнение следует не менее 7 раз.

Лечащий офтальмолог может составить индивидуальный курс упражнений для глаз с учетом возраста ребенка и особенностей его зрительных нарушений. Так или иначе, решающую роль здесь играет систематичность занятий и правильность выполнения упражнений.

Комментарии
Автор комментария